Форум » Архив НСФ » Молитвенник » Ответить

Молитвенник

Demetrio1: Доброго здравия, уважаемые форумчане. Разъясните, пожалуйста, следующее. Побывал в церковной лавке на Рогожском (кстати, хороший выбор по вполне умеренным ценам) и вот что увидел. На одном из стеллажей лежал маленький симпатичный молитвослов названный почему-то... молитвенником. Я, конечно, понимаю, по большому счету, это не принципиально и на, собственно, веру нисколько не влияет , но все же... "Молитвенниик"... Простите ради Бога, но даже звучит немного "по-латински", как мне кажется... А почему не "молитвослов"?

Ответов - 39, стр: 1 2 All

Каleko: И то и это названия новыя. Не было ранее (до революции уж точно) никаких таких книжонок. по псалтырю молились.

Дмитрий С.: Demetrio1 пишет: А почему не "молитвослов"? Потому что в новообрядческом "молитвослове" собраны разные молитвы неизвестного происхождения и приписанные святым отцам, а старообрядческий молитвенник содержит в основном части дневого богослужебного круга.

Александр: Каleko пишет: по псалтырю молились. Как Вы отмолитесь по Псалтырю полунощницу и павечерницу или вечерню? Никак. Молились раньше и по псалтырю, а, главным образом, по часовнику или по часослову.


Каleko: Александр пишет: Как Вы отмолитесь по Псалтырю полунощницу и павечерницу или вечерню? Никак. Молились раньше и по псалтырю, а, главным образом, по часовнику или по часослову. Есть такая книга, "Малый Устав" Нецыими рекомый. Потрудитесь открыть и прочитать, как кафизмами за всю службу подобает молиться. Александр пишет: Молились раньше и по псалтырю, а, главным образом, по часовнику или по часослову. К перечню известных Вам книг спешу добавить минеи, октаи, триоди.

А.Гоголев: Demetrio1 пишет: "Молитвенниик"... Простите ради Бога, но даже звучит немного "по-латински", как мне кажется... А почему не "молитвослов"? Старообрядцы, это истинно русские люди и потому в большинстве своем общаются на настоящем, живом Великорусском языке. Толковый словарь нашего исконного языка составил в середине XIX века Владимир Даль, почаще заглядывайте в него и тогда не попадете впросак. Во втором томе посмотрите слово – молить, и вы откроете для себя много интересного, поучительного. «Молитвенник», это книга молитв или «Молитвослов» – сборник молитв. Последнее название, наверняка, никонианское введение, потому оно вам и ближе.

шпак1: кстати был я в этой Лавке дороговизна ужасная

vetkovec: шпак1 кстати был я в этой Лавке дороговизна ужасная так кризис на дворе, во дворе ... Рогожской Слободы

Demetrio1: Всех благодарю за ответы. Позволю себе прокомментировать некоторые из них. Дмитрий С. пишет: а старообрядческий молитвенник содержит в основном части дневого богослужебного круга "Новообрядческие" молитвословы могут быть разными по содержанию и объему. Есть и такие, которые так же содержат преимущественно части богослужебного круга. А.Гоголев пишет: Старообрядцы, это истинно русские люди Спору нет. А "новообрядцам" вы в "русскости" отказываете? А.Гоголев пишет: общаются на настоящем, живом Великорусском языке А "новообрядцы", Ваши соседи, живущие в одной с Вами стране, на каком языке, по-Вашему, общаются? А.Гоголев пишет: Толковый словарь нашего исконного языка составил в середине XIX века Владимир Даль Даль, кстати, этнически наполовину датчанин, а наполовину немец (поэтому возникает вопрос, насколько хорошо он "чувствовал" русский язык). Врач по образованию. С огромным уважению отношусь как к самому Владимиру Ивановичу так и к его работе. Она, однако, не лишена недостатков. "Словарь не является нормативным, в нём практически отсутствует стилистическая характеристика лексики (только пометы диалектизмов местного употребления), грамматические указания, нет отбора лексики. Даль приводит множество примеров использования слов, но не даёт развёрнутых определений" (отрывок статьи на Википедии). А.Гоголев пишет: почаще заглядывайте в него Заглядывать мало. Читать надо. Я читал. Сначала в школе. Потом "по долгу службы" в институте изучал. Но причем здесь вообще словарь Даля?! Прошу прощения за офф-топ. А.Гоголев пишет: «Молитвенник», это книга молитв или «Молитвослов» – сборник молитв А в чем принципиальная разница? Молитвенник, виденный мною на Рогожке, был идентичен по содержанию "никонианским" молитвословам. То есть, помимо "книг молитв" у Вас есть еще и "сборники молитв"? А.Гоголев пишет: и тогда не попадете впросак Замечательно. Да вот только у новозыбковцев в лавке при соборе на Павелецкой сплошь молитвословы, и ни одного молитвенника (я не видел, во всяком случае). А российские римо-католики молятся как раз по молитвенникам. Потому я и сказал, что даже звучит немного "по-латински" Не знаю, как с этим у безпоповцев дело обстоит... А.Гоголев пишет: Последнее название, наверняка, никонианское введение, потому оно вам и ближе Вовсе нет. Просто интересно узнать, почему именно так... шпак1 пишет: кстати был я в этой Лавке дороговизна ужасная Ну, это смотря с чем сравнивать. У нас как литература так и утварь намного дороже. По крайней мере, в Москве. А еще иконы настоящие, по канонам писаные, в лавке порадовали. Простите, если кого обидел. Храни вас Бог!

Александр: Каleko пишет: Есть такая книга, "Малый Устав" Нецыими рекомый. Потрудитесь открыть и прочитать, как кафизмами за всю службу подобает молиться. Значительно более распространённым был именно часовник. Его много было и рукописных. По Псалтырю молились значительно меньше. Каleko пишет: К перечню известных Вам книг спешу добавить минеи, октаи, триоди. Уважаемый, речь здесь идёт о ДОМАШНЕЙ молитве. Ведь именно для домашней молитвы был составлен молитвенник.

Александр: Demetrio1 пишет: Да вот только у новозыбковцев в лавке при соборе на Павелецкой сплошь молитвословы, и ни одного молитвенника (я не видел, во всяком случае). А российские римо-католики молятся как раз по молитвенникам. Ещё ничего не значит. По мнению многих новообрядцев, староверские иноческие мантии с красным кантом тоже были заимствованы о латынян. Стоит ли объяснять, что это глупость.

Demetrio1: Александр пишет: Ещё ничего не значит Безусловно. Я и не берусь утверждать обратное. Просто интересуюсь, почему. И не более того. Никакого подвоха здесь нет. Гипотетически, даже если бы это и было заимствованием, не думаю, что это каким бы то образом отразилось на духовности староверов. Александр пишет: староверские иноческие мантии с красным кантом тоже были заимствованы о латынян Ахинея. Александр пишет: Стоит ли объяснять, что это глупость Нет, не стоит. Уверен, что глупость. Храни Вас Бог!

кирилл: Александр пишет: Значительно более распространённым был именно часовник Александр пишет: Уважаемый, речь здесь идёт о ДОМАШНЕЙ молитве. Вот как раз по Часовнику, по уставу, и не отмолиться домашнюю службу, например вечерню: где ты возьмёшь стихеры, тропари? В Часовнике этого нет, а псалтырею просто две кафизмы за вечерню, и поклонами сколько изволишь дню, Богородице, святому в числе. Сколько знал стариков все отмаливались по псалтыре или поклонами.

А.Гоголев: А.Гоголев пишет: Старообрядцы, это истинно русские люди Demetrio1 пишет: Спору нет. А "новообрядцам" вы в "русскости" отказываете? Некоторые новообрядцы похоже как Русские, а национального стержня невидно. Как корова комолая, вроде животинка знакомая, а рогов нет. А.Гоголев пишет: Толковый словарь нашего исконного языка составил в середине XIX века Владимир Даль Demetrio1 пишет: Даль, кстати, этнически наполовину датчанин, а наполовину немец (поэтому возникает вопрос, насколько хорошо он "чувствовал" русский язык). Врач по образованию. С огромным уважению отношусь как к самому Владимиру Ивановичу так и к его работе. Она, однако, не лишена недостатков. Замечательный пример воистину мудрого человека, не мало потрудившегося для любознательных потомков. По природе иностранец, но любил тот народ, с которым жил и потому сделал большое дело, ибо понимал значимость кондового языка. Инородец, а вот поступил как настоящий патриот - Великоросс. А недостатки современные академисты находят даже в Евангелиях, потому, что на предвзятости и софизмах их знания замешены. А.Гоголев пишет: почаще заглядывайте в него (Словарь Даля) Demetrio1 пишет: Заглядывать мало. Читать надо. Я читал. Сначала в школе. Потом "по долгу службы" в институте изучал. Но причем здесь вообще словарь Даля?! Ну, здесь я вам помочь ничем не смогу. Единственно скажу, начинайте думать своей головой, вы как малый ребенок привыкли к жамке всяческих учителей и авторитетов.

Каleko: кирилл пишет: Вот как раз по Часовнику, по уставу, и не отмолиться домашнюю службу, например вечерню: где ты возьмёшь стихеры, тропари? В Часовнике этого нет, а псалтырею просто две кафизмы за вечерню, и поклонами сколько изволишь дню, Богородице, святому в числе. Сколько знал стариков все отмаливались по псалтыре или поклонами. Ну, куда нам с Вам, батенька, до Александра! Он сейчас все быстро всем объяснит, наши ошибки выявит, поставит все по своим местам.

Demetrio1: А.Гоголев пишет: Некоторые новообрядцы похоже как Русские, а национального стержня невидно Если "национального стержня" не видно лично Вам, из этого никак не следует, что его и нет вовсе. Согласны? Или Вы всерьез полагаете, будто русскость (с, как Вы выражаетесь, "национальным стержнем") характеризуется исключительно конфессиональной принадлежностью к староверию? Позвольте нескромный вопрос: а лично Вы - потомственный старовер? А.Гоголев пишет: Замечательный пример воистину мудрого человека, не мало потрудившегося для любознательных потомков. По природе иностранец, но любил тот народ, с которым жил и потому сделал большое дело, ибо понимал значимость кондового языка. Инородец, а вот поступил как настоящий патриот - Великоросс. А недостатки современные академисты находят даже в Евангелиях, потому, что на предвзятости и софизмах их знания замешены Офф-топите. И меня вынуждаете. Ладно, попытаюсь объяснить еще раз. В силу объективных причин, В.И. Даль не обладал тем, что называется "чувством языка" (если на форуме есть языковеды, они поймут, о чем речь). Причины эти: этническое происхождение и отсутствие специализированного "языкового" образования. Ведь Даль, в отличие от, например, Ожегова, не был ни лингвистом, ни филилогом. Бывает так, что кто-то пишет, говорит и читает на языке вполне грамотно, а вот "чувством языка" не обладает. Извините за офф-топ. А.Гоголев пишет: Ну, здесь я вам помочь ничем не смогу А я разве просил Вас мне как-то помочь?! Пока нет. А.Гоголев пишет: начинайте думать своей головой А с чего Вы взяли, будто я поступаю иначе?! Совет-то, кстати, сам по себе весьма неплох. Да вот "единственно сказать", опять же, мало. Попробуйте начать с себя. А.Гоголев пишет: вы как малый ребенок привыкли к жамке всяческих учителей и авторитетов ??? И почему же Вы так решили, позвольте поинтересоваться?! Не Вы ли чуть выше апеллировали к авторитету Даля? Противоречите сами себе! Храни Вас Бог!

Demetrio1: Kaleko, Александр и Кирилл! Благодарю всех вас за ответы и комментарии. По данному вопросу для меня теперь многое стало куда более понятным. Храни вас Бог!

Микула: Demetrio1 пишет: Да вот только у новозыбковцев в лавке при соборе на Павелецкой сплошь молитвословы, и ни одного молитвенника (я не видел, во всяком случае). А так же никонианская Библия (синодальный перевод), иконки в академическом стиле (это вообще кошмарище) и т.д. А еще Устав хулимого ими свт. Арсения Уральского.

антресолька: Батюшки юродствуют... Чтоб их хулили, а они в это время смирение стяжать будут.

Александр: кирилл пишет: Вот как раз по Часовнику, по уставу, и не отмолиться домашнюю службу, например вечерню: где ты возьмёшь стихеры, тропари? Домашняя служба не предполагает службу вечерни. Надо различать службу дома и домашнюю молитву. Речь в теме идёт именно о ней.

andrey: А видел кто карманный молитвенник или Псалтир, самый маленький???



полная версия страницы