Форум » Архив НСФ » Кадило » Ответить

Кадило

Дмитрий: Допустимо ли использование в старообрядческом храме кадила с четырехконечным крестом на верхней части, вместо восьмиконечного?

Ответов - 9

Felix: Каждение во время храмового служения регламентировано, а о декорировании кадильницы я не нашел указаний. Если крест не нарочито никонианский крыж, и если в данном храме не сложилось обыкновния каждения кадильницей с восьмиконечным крестом, то я не усматриваю препятствий. Однако, во время каждения дьякон или иерей осеняет христиан кадилом крестообразно со словами «Дух святый найдет на тя и сила Вышнего осенит тя». Христиане отвечают священнику поклоном, а «Сын Отечества» предписывает ещё и ответ с их стороны - «Дух твой благий наставит мя на землю праву» (последнее мало где соблюдается). Таким образом, священник и паства совершают взаимные молитвенные действия, а поэтому необходимо взаимное соблюдени этикета, вот это надо иметь в виду, решая вопрос об использовании кадила. Если кадильница с неполным крестом может смутить кого-либо, лучше её не использовать. А вообще, едва ли где-либо в Великой России или её исторических провинциях возможно использование кадильницы (кадила или кацеи) с четвероконечным крестом без смущения. Никонианские гонения не забыты, и хотя нет уже очевидцев, но остается коллективная память, и она даже подчас острее, поскольку обрела черты мемориальной канонизации (у них так, у нас вот эдак). Это уже вопрос идентификации.

kostya_mail: Felix пишет: возможно использование кадильницы (кадила или кацеи) Проясните каким способом, что именно кадится, в какое время совершается каждение кацеей дома на молитве при чтении полуношницы, павечерницы, чтении какона?

Felix: Дома каждение совершается ручной кадильницей, которая называется «кацея». Каждение совершается крестообразно с молитвой исусовой, некоторые кадят «обводом». Кадждение обводом, на мой взгляд, неверно, поскольку движение обвода не соответствует акцентам и динамике иусовой молитвы. Производят каждение в отношении святынь (крестов, икон, мощей и т.п.), людей и самого помещения. Каждение святынь и людей сопровождается поясным поклоном, в помещении окуриваются углы и кресты (если помещение было освящещно). Углы кадят тоже крестообразно, но без поклонов. Как сообщает Устав соборной службы Шамарина, при поклонах кадило перемещают в левую руку. Каждение во время соборной молитвы регулируется уставом, а если это молитва произвольная, то каждение просто осуществляется перед началом молитвы. Как сообщает Шамарин, вначале каждения наставник, приняв подготовленное кадило, положив три поклона и благословясь, кадит престол, а при его отсутствии - центральную икону, крест. В конце каждения также кадится престол, затем наставник отдает кадило, полагает три поклона и прощается. Обход престола при каждении и возвращение осущест вляются через правую сторону. Павечерница и полуношница не предусматривают каждения, какнон (сам по себе) не является самостоятельной службой, если он входит в молебен или утреню, то поповский чин предусматривает каждение после шестой песни перед чтением евангельского зачала. Если вы служите дома всеношную службу, то кадят перед малой вечерней (если служат с расходом) и перед великой вечерней. Иногда это делается на 103 псалме. Обязательное каждение на т.н. «воззвахах». Устав соборной службы Шамарина указывает: «Во время пения возвахов наставник совершает полное каждение, кадит престол, затем, обойдя его справа, центральную икону и правую часть иконостаса; головщика, уставщика и певчих правого клироса. (Перед этим — настоятеля.) Певчие кадятся по одному и вкупе. Далее следует на левую сторону и кадит иконы, певчих левого клироса. Обойдя по солнцу престол, спускается с солеи и кадит правую сторону храма — иконы, а возвращаясь к солее — молящихся. Затем так же левую сторону. Далее кадит молящихся вкупе и заканчивает каждением престола». На поповских службах кадят на литии в конце великой вечерни, в моленных лития служится на сходе без выхода в притвор, и каждение поэтому не совершается. Вероятно, это каждение связано с окуреванием иного помещения, что восходит к византийскому дворцовому церемониалу. На полиелеосе полагается полное каждение. Шамарин пишет, что если служится всенощная, то молящиеся и клироса кадятся «вкупе», а не по одному. Оно продолжается до конца величания – кадятся иконы празднику. На воскресной без полиелеоса – каждение на «Блажени непорочнии». И ещё одно каждение полагается на Обеднице, совершают его на «Благослови душе моя Господа».


kostya_mail: Felix пишет: Дома каждение совершается ручной кадильницей, которая называется «кацея». Спаси Христос.

иер.Алексан.Черногор: kostya_mail пишет: Проясните каким способом, что именно кадится, в какое время совершается каждение кацеей дома на молитве при чтении полуношницы, павечерницы, чтении какона? В детстве слыша от фронтовика, который с годами жалел по буденовке своего отца, им потеряной в результате ранения при одном из переломных событий Великой Отечественной, помню, я еще удивлялся, как это не понимает старый солдат своей победы, затмившей даже самое легендарное его буденовки... В земле Спасо-Преображения, имеющей до лихолетья гражданской без малого сплошное население Староверия по селам и деревням, и при двух третях населения старообрядческого в самих Спас-Клепиках, осталось по сей день, сколь десятилетиями не выкорчевывали из нас, удивительно много этих ручных кадильниц при самом их удивительном разнообразии. И сегодня -- они по зауглам, да там и сям пораскурочены, где и Кресты посвинчены-спилены, замяты на бок, копчением последнего времени грязью, паутиной, сыростью углов мрачные и без огня горения и без фимиама стоят также, как точно лежат в гробу хозяева фактических притонов светской жизни детей, внуков, пра-правнуков. И кто, если вдруг, начинает милостью Христовой молиться -- есть действительная необходимость быть и стоять на молитве с каждением и фимиамом. В уставах есть: писано, что на правильце келейном дня того дважды кадят простии. Да, в земле Спасо-Преображения нам стало в радость многих гостей наших, а точнее, братьев-староверов, тамошних соработников как, вот скажем, кровельщиков и плотников, столько пособивших на востановлении Храма Покрова Богородицы Марии, снабдить-таки этими самыми канцеями, да строителями и дальше благоукрашают, востанавливая в Славу на Славу, храм души своея. Вот скоро за милость Христову у Сергия праздник: как родится у них первенец -- и им сию ручную кадильницу да благословит Бог!

кежмарь: Ведь можешь же писать! Читать приятно и полезно. Молодец.

Дмитрий: А откуда пошел запрет мирянам использовать кадило на цепях?

Felix: Дмитрий пишет: А откуда пошел запрет мирянам использовать кадило на цепях? А запрета нет, просто нет такого обыкновения. На цепях - это соборное кадило, сиречь для церковной службы, а церковную службу правят клирики. Но тут есть и другой ход, у беспоповцев появились соборные кацеи, то есть для служения простецами соборной службы. Принципиально это тоже самое, но внушительных размеров, для управления этим агрегатом, я думаю, сила нужна. Я даже видел как это двумя руками делалось...

Форумчанин: То есть можно мирянам кадить кадилом на цепях?



полная версия страницы