Форум » Архив НСФ » Опыт Святой Троицы. » Ответить

Опыт Святой Троицы.

САП: Здесь на форуме, я услышал еретическую мысль, что учение о св.Троице, это философствования греков которое де никому не нужно, а Имя Троицы мы просто формально усвоили и не нужно в это лезть, ввиду того, что все это интеллектуальная спекуляция. Меня такое высказывание шокировало. Тринитаризм и Богочеловечество Христа - это суть Првославия, если выбросить учение о св.Троице у старообрядцев не останется ничего кроме старого обряда. Порассуждаем о Троице, чему нас может научить практически учение о Троице: Отцы Церкви стояли во главе догматических движений IV века. Наиболее мощным из отцов IV века был св. Василий Великий. Григорий Богослов и Григорий Нисский сами считают себя учениками Василия. Но у св. Василия мы и встречаем мысль о единосущии человечества, подобном единосущию Лиц Св. Троицы, именно в его письме к брату Григорию, вскоре по его посвящении в епископа Нисского, "о разлии сущности и ипостаси". Здесь св. Василий пишет: "Одни именования, употребляемые о предметах многих и численно различных, имеют некое общее значение; таково, например, имя: человек. Ибо произнесший слово сие, означив этим именованием общую природу, не определил сим речением одного какого-нибудь человека, собственно означаемого сим именованием; потому что Петр не больше есть человек, как и Андрей, и Иоанн, и Иаков... Другие же именования имеют значение частное, под которым разумеется не общность природы в означаемом, но очертание какого-либо предмета по отличительному его свойству... Таковое речение ни мало не относится к общему естеству, но изображает именами понятие о некоторых определенных предметах, отделив их от собирательного значения". Подобное, по мысли св. Василия, можно сказать и о Пресв. Троице. "Какое понятие приобрел ты о различии сущности и ипостаси в нас, перенеси оное в божественные догматы, — и не погрешишь". Единство Лиц Святой Троицы состоит в том, что "есть между ними некое неизреченное и недомыслимое как общение, так и разделение; ни разность ипостасей не расторгает непрерывности естества, ни общность сущности не сливает отличительных признаков. Последние слова характеризуют отношение между лицами св. Троицы. То же следовало бы сказать и о церковном обществе, но современная св. Василию действительность не позволяла ему этого сделать. Догматические споры разделили церковное общество на несогласные друг с другом части, и, конечно, трудно было даже мыслить аналогию между взаимными отношениями Лиц Св. Троицы, с одной стороны, и членов Церкви, с другой. Св. Василий выставлял для Церкви своего времени идеал тела. Церковь должна быть единым телом. Но откуда же несоответствие между взаимоотношением Лиц Триединого Божества и взаимными отношениями членов единой Церкви? Оттуда, отвечает св. Василий, что единое человеческое естество рассечено грехом на множество враждующих частей. Воплощение на земле Единородного Сына Божия открыло возможность восстановления единства естества человеческого. Если люди следуют Христу, то они достигают того состояния, когда их множество не разделяет единого естества, и человечество, поскольку, конечно, возможно это для существ ограниченных, уподобляется Триединому Божеству. Осуществление этого идеала церковного или хотя бы приближение к нему св. Василий видит в монашеских общинах, где люди свободно объединяются настолько, что ясно видно их единое естество, которого не разрушает и которому ничуть не противоречит существование отдельных личностей. "Что равняется сему житию? Но что и блаженнее онаго? Что совершеннее такой близости и такого единения? Что приятнее этого слияния нравов и душ? Люди, подвигшиеся из разных племен и стран, привели себя в такое совершенное тождество, что во многих телах видится одна душа, и многие тела оказываются орудиями одной воли. Они в равной мере и рабы, и господа друг другу, и с непреоборимою свободою взаимно оказывают один перед другим совершенное рабство, — не то, которое насильно вводится необходимостью обстоятельств, погружающею в великое уныние плененных в рабство, но то, которое с радостью производится свободою произволения, когда любовь подчиняет свободных друг другу и охраняет свободу самопроизволом. Богу угодно было, чтобы мы были такими и в начале; для этой цели и сотворил Он нас. И они-то, изглаждая в себе грех праотца Адама, возобновляют первобытную доброту, потому что у людей не было бы разделения, ни раздоров, ни войны, если бы грех не рассек естества. Они-то суть точные подражатели Спасителю и Его житию во плоти. Ибо, как Спаситель, составив лик учеников, даже и Себя соделал общим для Апостолов: так и сии, повинующиеся своему вождю, прекрасно соблюдающие правило жизни, в точности подражают житию Апостолов и Господа. Они-то соревнуют жизни Ангелов, подобно им во всей строгости соблюдая общительность... Они-то предвосхищают благо обетованного царствия, в доброхвальном своем житии и общении представляя точное подражание тамошнему жительству и состоянию. Они-то ясно показали жизни человеческой, сколько благ доставило нам Спасителево вочеловечение, потому что расторгнутое и на тысячи частей рассеченное естество человеческое, по мере сил своих, снова приводят в единение и с самим собою и с Богом. Ибо это главное в Спасителевом домостроении во плоти — привести человеческое естество в единение с самим собою и с Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство; подобно тому, как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части". Таким образом, по мысли св. Василия Великого, естество человеческое до грехопадения было именно отобразом Божественной триединой Сущности. Цель Церкви в том и полагается, чтобы восстановить это поврежденное грехом единое человеческое естество. "Любовь связует горних; любовь и сих привела в согласие друг с другом" . В Церкви много лиц, но природа ее едина и самая Церковь есть единство во множестве, где отдельные личности — только носители единого естества без разделения между собою.

Ответов - 99, стр: 1 2 3 4 5 All

Ден: Евгений Иванов так это были Вы???? А я то, грешным делом, подумал, что какой-то батюшка! И почему Вы не хотите заходить на форум? тут нормальная обстановка...

Евгений Иванов: Ден пишет: так это были Вы???? А я то, грешным делом, подумал, что какой-то батюшка! Вообщем Вы правы, этим должны заниматься батюшки и наставники, в худшем случае начетчики. Однако, в основном они молчат. (На форуме выступал о. Симеон (Дурасов)) К тому же, я это не от себя говорил, а кажется читал в Катехизисе, в каком не помню, давно было. Что рассужать о природе Троицы сверх Катехизиса - грешно. Я дал ссылку на Малый катехизис, вот как в нем записно, так и надлежит веровать. Ден пишет: И почему Вы не хотите заходить на форум? тут нормальная обстановка... Дело не в Вас, а в том, что форум отнимает много времени. А мне бы хотелось успеть сделать или принять участие еще в нескольких интернет-проектах. Простите Христа ради!

САП: Ден Вечная моя торопливость и безграмотность... Простите Христа ради. Хульная опечатка.

Ден: САП Это Вы меня простите! Уж если нечего сказать по существу вопроса, надо найти ошибки у оппонета и ... хорошо ещё что я не в церкви, а то бы всех в ересях уличал-обвинял бы! (шутка) но взгляды Феликса мне близки, и взгляды о.Симеона, хоть и на другую тему. Не получится из меня ортодоксальный старовер, замирщён сильно, сомневаюсь во всём, особенно, зная как происходили соборы, прочитав про иконоборчество, как епископов и патриархов меняли императоры по своему произволу...и как церковь услужливо прогибалась почти всю историю под генеральную линию, невольно начинаешь задумываться, а всё-ли что они там понаписали истина? Или от себя что-то добавили...Есть Св. Евангелие, есть Апостол и есть Откровение. Вот это непреложно, остальное всё от людей...и тут либо мы верим (я верю, но ищу доказательства а не измышления) либо не верим, и прямой путь тогда в баптисты и иже с ними...

Евгений Иванов: Ден пишет: но взгляды Феликса мне близки, и взгляды о.Симеона, хоть и на другую тему. Не получится из меня ортодоксальный старовер, замирщён сильно, сомневаюсь во всём, особенно, зная как происходили соборы, прочитав про иконоборчество, как епископов и патриархов меняли императоры по своему произволу...и как церковь услужливо прогибалась почти всю историю под генеральную линию, невольно начинаешь задумываться, а всё-ли что они там понаписали истина? Или от себя что-то добавили...Есть Св. Евангелие, есть Апостол и есть Откровение. Вот это непреложно, остальное всё от людей...и тут либо мы верим (я верю, но ищу доказательства а не измышления) либо не верим, и прямой путь тогда в баптисты и иже с ними... Золотой вопрос. Ответ в сердце человека, иных аргументов "за" и "против" Вы не найдете.

Ден: Евгений Иванов а я и не ищу, я живу и верю так как верю. Наверное всё=же по древлеправославному, раз я здесь! :)

Felix: Евгений Иванов пишет: яков Отец, таков Сын, таков и Святыи Дух. не создан Отец, не создан Сын, не создан и Святыи Дух. непостижим Отец, непостижим Сын, непостижим Дух Святыи. Вечен Отец, вечен Отец, вечен Сын, вечен и Святыи Дух. обаче не три вечны, но един вечныи. якоже не три непостижимии, ниже три несозданнии, но един несозданныи, и един непостижимыи. Подобне, вседержитель Отец, вседержитель Сын, вседержитель и Дух Святыи. обаче не три вседержители, но един вседержитель. Тако, Бог Отец, Бог Сын, Бог и Дух Святыи. обаче не три бози, но един Бог. равне, Господь Отец, Господь Сын, Господь и Дух Святыи. обаче не три господие, но един есть Господь. зане якоже особно койждо состав Бога и Господа исповедати, христианскою истинною понуждаемся, тако три боги, или три господы, глаголати, кафолическим благочестием возбраняемся. У меня по этому поводу два ответа, во-первых, все это дико читать, нерусский писал, а му..к какой-то, а во-вторых, все-таки Малый катихизис, хоть и католик писал, все-таки признаёт, что у Бога три лица, но одна личность, одна воля и одно действие. а это вполне здраво и православно.

САП: Felix , в таком случае, что такое Лицо, и чем Лицо отличается от Личности? Как в св.Троица обладая Одной волей, Одно Лицо Троицы может любить Другие.

Felix: Лицо - это не ко мне, это к 318 отцам. Ясно пока одно, личностью они не являются, это что-то иное. У личности отдельная воля и отдельное действие, а лица имеют волю сущности, она одна и таже во всех трёх, я это так так понял. Если бы было три личности, то это означало бы три Бога (или бога). Возможно это как-то непротиворечиво было у платоников, чего нам с вами не понять. Но вот был же у греков двуликий Янус, но не кто же не говорил, что это два Януса. Возможно и с лицами что-то вроде того. Я же говорю, догмат трудный, едва ли вообще сегодня применимый. С лицами кажущаяся простота, у нас иные категории.

САП: Felix , если предположить, что воля Трех Единая воля т.е. воли Трех Лиц полностью совпадают по вектору и тогда эти три воли соединяются в Едину волю, то тогда никаках "трехликих янусов" не возникает...

Felix: Вот и остается гадать, что имели в виду отцы основатели.

Ден: Долго думал, чего бы умного такого сказать... но понимаю, что сказать мне нечего, обидно! Остаётся только спросить... и всё-таки, Бог один? Или Бог-трое? Или все Трое есть один? Или ОН Один, но как бы Трое, причем Второй не рождён но исходит, а Третий рождён от Перваго прежде всех век?(моисей про это молчал)

САП: Он один, но в Трех Лицах, по другому Еванелие непонятно и противоречиво...

Ден: САП пишет: по другому Еванелие непонятно и противоречиво да почему же непонятно? всё понятно...только вот недаром католики высмотрели что Дух исходит и от Сына...а так всё понятно...

САП: Ден, повторяю вопросы: Исус Бог? Как Бог мог Сам себе молиться? Почему Он говорил, что Отец более Его есть? Почему Он говорил, что Он и Отец Одно? Почему ОН сказал, что всякуя хула проститься, а на Духа Святого не проститься? И т.п.

Ден: САП пишет: Исус Бог? а где ОН это сказал? САП пишет: Почему Он говорил, что Отец более Его есть? не знаю...но Евангелия писались через много лет после Его смарти и воскресения...могли и напутать... САП пишет: Почему Он говорил, что Он и Отец Одно? ну так--плоть от плоти... но ведь что-то Он говорил о пославшем Его...и молил чтоб чаша сия миновала... значит воля Его свободная,Он лицо=личность независимое? ой, я в догматическое Богословие пока не лезу, Вы б мне что-то попроще бы задали...

САП: Ден , не мудри, но молитвенно перечти Евагелия и подумай...

С.П.: Денис, куда тебя понесло, а? Бог есть дух. Какая плоть от плоти? Это Христос - воплощенное Слово, Логос, но Он и Бог, и Человек. Богочеловек. Ден пишет: и молил чтоб чаша сия миновала... По человечеству, а не по божеству.

Felix: САП пишет: по другому Еванелие непонятно и противоречиво... Не клевещите на Евангелие. Противоречиво не оно, а тройческая формула, а в Евангелии все понятно изложено. На ваши вопросы есть ответы в катехизисах. Но мне, например, и без катехизисов понятно, что Христос - переводится как помазаник, т.е.мессия, а из этого ясно и кому Исус молился, и что Он и Отец - одно, но Отец его более его есть.

Ден: САП С.П. А чего Вы меня путаете????? как я вычитал : "Отец--первое Лицо-- не рождается и не исходит ни от кого; Сын-- второе лицо св.Троицы-- предвечно рождается от Отца, а не сотворен; Дух Святый-- третье Лицо св.Троицы, исходит от Бога Отца." Это правильно? Если правильно, то из данной темы убываю...



полная версия страницы