Форум » Архив НСФ » Опыт Святой Троицы. » Ответить

Опыт Святой Троицы.

САП: Здесь на форуме, я услышал еретическую мысль, что учение о св.Троице, это философствования греков которое де никому не нужно, а Имя Троицы мы просто формально усвоили и не нужно в это лезть, ввиду того, что все это интеллектуальная спекуляция. Меня такое высказывание шокировало. Тринитаризм и Богочеловечество Христа - это суть Првославия, если выбросить учение о св.Троице у старообрядцев не останется ничего кроме старого обряда. Порассуждаем о Троице, чему нас может научить практически учение о Троице: Отцы Церкви стояли во главе догматических движений IV века. Наиболее мощным из отцов IV века был св. Василий Великий. Григорий Богослов и Григорий Нисский сами считают себя учениками Василия. Но у св. Василия мы и встречаем мысль о единосущии человечества, подобном единосущию Лиц Св. Троицы, именно в его письме к брату Григорию, вскоре по его посвящении в епископа Нисского, "о разлии сущности и ипостаси". Здесь св. Василий пишет: "Одни именования, употребляемые о предметах многих и численно различных, имеют некое общее значение; таково, например, имя: человек. Ибо произнесший слово сие, означив этим именованием общую природу, не определил сим речением одного какого-нибудь человека, собственно означаемого сим именованием; потому что Петр не больше есть человек, как и Андрей, и Иоанн, и Иаков... Другие же именования имеют значение частное, под которым разумеется не общность природы в означаемом, но очертание какого-либо предмета по отличительному его свойству... Таковое речение ни мало не относится к общему естеству, но изображает именами понятие о некоторых определенных предметах, отделив их от собирательного значения". Подобное, по мысли св. Василия, можно сказать и о Пресв. Троице. "Какое понятие приобрел ты о различии сущности и ипостаси в нас, перенеси оное в божественные догматы, — и не погрешишь". Единство Лиц Святой Троицы состоит в том, что "есть между ними некое неизреченное и недомыслимое как общение, так и разделение; ни разность ипостасей не расторгает непрерывности естества, ни общность сущности не сливает отличительных признаков. Последние слова характеризуют отношение между лицами св. Троицы. То же следовало бы сказать и о церковном обществе, но современная св. Василию действительность не позволяла ему этого сделать. Догматические споры разделили церковное общество на несогласные друг с другом части, и, конечно, трудно было даже мыслить аналогию между взаимными отношениями Лиц Св. Троицы, с одной стороны, и членов Церкви, с другой. Св. Василий выставлял для Церкви своего времени идеал тела. Церковь должна быть единым телом. Но откуда же несоответствие между взаимоотношением Лиц Триединого Божества и взаимными отношениями членов единой Церкви? Оттуда, отвечает св. Василий, что единое человеческое естество рассечено грехом на множество враждующих частей. Воплощение на земле Единородного Сына Божия открыло возможность восстановления единства естества человеческого. Если люди следуют Христу, то они достигают того состояния, когда их множество не разделяет единого естества, и человечество, поскольку, конечно, возможно это для существ ограниченных, уподобляется Триединому Божеству. Осуществление этого идеала церковного или хотя бы приближение к нему св. Василий видит в монашеских общинах, где люди свободно объединяются настолько, что ясно видно их единое естество, которого не разрушает и которому ничуть не противоречит существование отдельных личностей. "Что равняется сему житию? Но что и блаженнее онаго? Что совершеннее такой близости и такого единения? Что приятнее этого слияния нравов и душ? Люди, подвигшиеся из разных племен и стран, привели себя в такое совершенное тождество, что во многих телах видится одна душа, и многие тела оказываются орудиями одной воли. Они в равной мере и рабы, и господа друг другу, и с непреоборимою свободою взаимно оказывают один перед другим совершенное рабство, — не то, которое насильно вводится необходимостью обстоятельств, погружающею в великое уныние плененных в рабство, но то, которое с радостью производится свободою произволения, когда любовь подчиняет свободных друг другу и охраняет свободу самопроизволом. Богу угодно было, чтобы мы были такими и в начале; для этой цели и сотворил Он нас. И они-то, изглаждая в себе грех праотца Адама, возобновляют первобытную доброту, потому что у людей не было бы разделения, ни раздоров, ни войны, если бы грех не рассек естества. Они-то суть точные подражатели Спасителю и Его житию во плоти. Ибо, как Спаситель, составив лик учеников, даже и Себя соделал общим для Апостолов: так и сии, повинующиеся своему вождю, прекрасно соблюдающие правило жизни, в точности подражают житию Апостолов и Господа. Они-то соревнуют жизни Ангелов, подобно им во всей строгости соблюдая общительность... Они-то предвосхищают благо обетованного царствия, в доброхвальном своем житии и общении представляя точное подражание тамошнему жительству и состоянию. Они-то ясно показали жизни человеческой, сколько благ доставило нам Спасителево вочеловечение, потому что расторгнутое и на тысячи частей рассеченное естество человеческое, по мере сил своих, снова приводят в единение и с самим собою и с Богом. Ибо это главное в Спасителевом домостроении во плоти — привести человеческое естество в единение с самим собою и с Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство; подобно тому, как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части". Таким образом, по мысли св. Василия Великого, естество человеческое до грехопадения было именно отобразом Божественной триединой Сущности. Цель Церкви в том и полагается, чтобы восстановить это поврежденное грехом единое человеческое естество. "Любовь связует горних; любовь и сих привела в согласие друг с другом" . В Церкви много лиц, но природа ее едина и самая Церковь есть единство во множестве, где отдельные личности — только носители единого естества без разделения между собою.

Ответов - 99, стр: 1 2 3 4 5 All

САП: Felix пишет: Почему вы сменили лицо, у вас их теперь два? Растёте... пробовал писать в форум с другого компа, не смог зайти под своим ником, выскакиволо сообщение, что пароль не подходит. Изолированная монада может любить только себя саму, а такая любовь ни есть любовь. Как человек не может себя осознать личностью иначе как через общение с другими личностями, так и в Боге Личность открывается через общения с другой Личностью. Лица в св.Троице осознают Себя как "Я и Ты". Это особенно наглядно видно на рублевской Троице, немой диалог св.Троицы, любовь и смирение, общая жервенная чаша посредине.

Felix: САП пишет: Изолированная монада может любить только себя саму Да, это рукоблудие, а не любовь;))

Ден: Хотел я что нибудь написать, но слов нету...так во что же мы верим-то? Каждый в своё?

niciffor: Felix пишет: Да, это рукоблудие, а не любовь;)) Зато сколько приятных ощущений....

Felix: Ден пишет: Хотел я что нибудь написать, но слов нету...так во что же мы верим-то? Каждый в своё? Св.Троица - это не сам Бог, староверы, надеюсь, не страдают имяславием. Три лица Божества - это только богословская формула, необходимость в её формулировании была обусловлена июдейскими влияниями в раннем христианстве. Принята она был Церковью только в 325 г.н.э., таким образом, она не входила в Благую весть (проповедь Христа), а также в канонические (и неканонические) писания Ветхого и Нового заветов. На сегодняшний день практическая необходимость в такой формуле неочевидна, кроме того в силу специфической трудности этого догмата для понимания едва ли найдутся христиане, имеющие реальный молитвенный опыт, построенный на различении в Боге его богословски вычисленных лиц. Попытка беседы на форуме о троичности выявила лишь незнание и(или) непонимание этого догмата. Кстати, молчание остальных посетителей форума также свидетельствуют о незнании и(или) непонимание, по крайней мере, отсутствие интереса к такому исповеданию Бога. Полагаю доказанным факт реального (а не декларируемого) отношения церкви (христиан) к указанному догмату, как к части истории Церкви.

САП: Ден , Felix , один уз участников форума привано мне сообщил, что читал о запрете для мирян мудрствовать на эту тему... Учение о Троице необходимо, чтобы осознать Евангельское послаание, если не верить в Триличного Бога возникает много разных вопросов: Кто таков Иусус, Бог Он или Человек? Если Он Бог, то как Он Сам Себе молился? Кого Он называет Отцом? Кому молится Дух Святой? Почему заповедано крестить во Имя: Отца и Сына и Святого Духа, трехпогружательно? И так далее, вопросов много, а ответить на них можно только если веришь в Св.Троицу...

Felix: А вот это и есть тайна веры, а богословская формула - это костыли, кто может ходить сам, тому они не нужны. Кстати, ответы на ваши вопросы есть в катехизисах. САП пишет: один уз участников форума привано мне сообщил, что читал о запрете для мирян мудрствовать на эту тему Очень "православный" запрет...

САП: Felix Богобоязненный запрет, чтоб не согрешить ересью...

САП: Felix пишет: А вот это и есть тайна веры, а богословская формула - это костыли, кто может ходить сам, тому они не нужны. Кстати, ответы на ваши вопросы есть в катехизисах. И они отвечают на них пользуясь учением о Троице, пользуясь святоотескими догматами...

Felix: Я сомневаюсь в существовании такого запрета, точнее не самого запрета, в этом я как раз и не сомневаюсь, глупостей вокруг не счесть, а сомневаюсь в канонической значимости его. Такой запрет был бы довольно безнравственен, ведь все мы свободно приняли святое крещение и свободно исповедовали (исповедуем) свою веру, а не кто-то за нас это делал. Все мы взрослые люди, все сами определяем свою судьбу, то есть сами за себя отвечаем. Более того, если бы кто и захотел уйти от такого ответа, никакие ходатаи за нас всё равно не были бы приемлемы ни на земле, ни на небе. Кто же может ограничить нашу свободную волю, если её не ограничивает даже Господь и даже по нашим об этом просьбам, если бы таковые поступали? То, о чем вы написали, есть самый настоящий клерикализм, зло, приведшее к никонианству в русской церкви и иным расколам у иных христиан.

САП: Felix , запрет подобен тому, что и чтение Св.Писания без толкования отцов, видимо было множество прицидентов когда простецы-толкователи впадали в различные ереси и других за собой увлекали... А насчет греческих мудрствований, я так понимаю, что они сформулировали в философских терминах учение о св.Троицы, чтоб веру Церкви сделать доступной для философскимудрствующих неоплатоников...

Felix: САП пишет: Felix , запрет подобен тому, что и чтение Св.Писания без толкования отцов, видимо было множество прицидентов когда простецы-толкователи впадали в различные ереси и других за собой увлекали... Что-то я не одного ересиарха из простецов не упомню, вё больше "духовные". Вам нравится жить по запретам? так я вам запретить этого не могу? САП пишет: А насчет греческих мудрствований, я так понимаю, что они сформулировали в философских терминах учение о св.Троицы, чтоб веру Церкви сделать доступной для философскимудрствующих неоплатоников... Наконец то верное суждение, вот об этом я и всё время толковал. Надо просто быть честными, Церковь тогда шла навстречу миру, но а сейчас среди нас нет неоплатоников. Так давайте не будем фарисействовать, ну не понимаем мы этой философии, а поэтому не стоит и клеить ярлыки, протопопу Аввакуму, Павлу Белокреницкому, Амвросию Босносараевскому и всем непонимающим греческой философии. Как хорошо сказал протопоп Алексею Михайловичу: рцы по русскому языку: господи, помилуй мя грешнаго... А ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком, не уничижай ево и в церкви, и в дому, и в пословицах. Как нас Христос учил, так и подобает говорить. Любит нас бог не меньше греков, предал нам и грамоту нашим языком Кирилом святым и братом его. Чево же нам еще хощется лутше тово? Разве языка ангельска?” То же и в философии и богословии, ведь по совести сказать, я уверен, никто из нас реально, пользуясь категориями неоплатоников, не обращается к Богу.

САП: Felix пишет: Так давайте не будем фарисействовать, ну не понимаем мы этой философии, а поэтому не стоит и клеить ярлыки, протопопу Аввакуму, Павлу Белокреницкому, Амвросию Босносараевскому и всем непонимающим греческой философии. Так чего подписывать то, чего ты непонимаешь? Простота хуже воровства, подмахнул чего подсунули, а теперь в Вас плют все кому не лень - арианская ересь... А Павел Ваш, понимал ли он, что подсовывает митрополиту? На то есть философы, богословы, чтоб сим схоластическим языком изъясняться, они и должны консулитровать, коли уж приспичило выразиться на греческий, али латынский манер...

С.П.: Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник: И дело не пойдет на лад, Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней; Он лучше дело все погубит И рад скорей Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета.

Felix: Это верно, если бы формулы веры писали верующие, а не т.н. "профессионалы" от веры, то таких проблем не было бы.

Евгений Иванов: Дорогой, Феликс, прости меня Христа ради, что "воскресаю" на форуме, просто тема очень важная. Сейчас, не времена Иосифа Волоцкого. (Просветитель) Никто Вам ничего запретить не может. В РПСЦ все всем по-барабану, а у нас с Вами молитвенного общения нет. Но все-таки, для меня важно заявить Вам о своем несогласии по столь существенному вопросу. Малый катехизис: "Сиречь о догматех, или о преданиях веры, православно кафолическия, христианския. артикул бо, по словенску предание или сложение толкуется: по исповеданию и учению, святыя восточныя соборныя апостольския церкве, ради учения и ведения всем православным христианом. наипачеже детем учащимся, по повелению государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии самодержьца: и по благословению великаго господина святейшаго Иосифа патриарха Московскаго и всея Русии; тиснением издася языком словенским, в царьствующем граде Москве. в лето седмь тысящь 157-е. месяца, генваря, в 20 день. А сия напечатася во всем согласно с вышепомянутой книжицы Катихисиса, первым тиснением, в християнской типографии, при Преображенском богаделенном дому, в Москве. в лето 7418. Символ, рекше исповедание, преосвященнаго Афанасия патриарха Александрийскаго. Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру. еяже аще кто целы и непорочны не соблюдает, кроме всякаго недоумения, вовеки погибнет. Вера же кафолическая сия есть, да единаго Бога в Троице, и Троицу во единице почитаем, ниже сливающе составы, ниже существо разделяюще. Ин бо есть состав Отечь, ин Сыновнее и Святаго Духа. но Отчее и Сыновнее и Святаго Духа, едино есть Божество, равна слава, соприсносущно величество. яков Отец, таков Сын, таков и Святыи Дух. не создан Отец, не создан Сын, не создан и Святыи Дух. непостижим Отец, непостижим Сын, непостижим Дух Святыи. Вечен Отец, вечен Отец, вечен Сын, вечен и Святыи Дух. обаче не три вечны, но един вечныи. якоже не три непостижимии, ниже три несозданнии, но един несозданныи, и един непостижимыи. Подобне, вседержитель Отец, вседержитель Сын, вседержитель и Дух Святыи. обаче не три вседержители, но един вседержитель. Тако, Бог Отец, Бог Сын, Бог и Дух Святыи. обаче не три бози, но един Бог. равне, Господь Отец, Господь Сын, Господь и Дух Святыи. обаче не три господие, но един есть Господь. зане якоже особно койждо состав Бога и Господа исповедати, христианскою истинною понуждаемся, тако три боги, или три господы, глаголати, кафолическим благочестием возбраняемся. Отец ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден. Сын от Отца самого есть, не сотворен, ни создан, но рожден. Дух Святыи ни рожден ни создан, но исходящь. един убо есть Отец, не три отцы. един Сын, не три сыны. един Дух Святыи, не три дуси святии. И в сей Святей Троице ничтоже первое, или последнее, ничтоже более, или мнее, но целы три составы соприсносущны суть себе и равны. Сице яко да по всему, якоже предречеся, Троица во единице, и единица в Троице почитается. хотяи убо спастися, тако о Святей Троице да мудрствует. О Христе. Но нужно есть, к вечному спасению, да и о воплощении Господа нашего Iсуса Христа известно веровати. есть же правая вера, да веруем и исповедуем, яко Господь наш Iсус Христос Сын Божии, Бог и человек есть; Бог от существа Отча прежде век рожденыи. и человек есть от существа матерня во времени рожденныи. совершенныи Бог, и совершенныи человек, от души словесныя и человеческия плоти состояи. равен Отцу по Божеству, мнии Отца по человечеству. Иже убо аще и Бог есть человек, обаче не два, но един есть Христос. един же не пременением божества в плоть, но восприятием человечества в божество. един всяко, не слиянием естеств, но единством состава. якоже бо душа словесная и плоть, един есть человек, тако Бог и человек, един есть Христос, пострадавыи спасения нашего ради, и сошедыи во ад, и в третии день воскресыи из мертвых, и возъшедыи на небеса, и седыи одесную Бога и Отца Вседержителя, отонудуже приидет судити живым и мертвым. Егоже пришествием вси человецы воскреснут с телесы своими, и воздадут о своих делех ответ. и убо благая соделавшии пойдут в жизнь вечную, злая же во огнь вечныи. Сия есть кафолическая вера, еяже аще кто верно и известно верити не будет, спастися не возможет."

Ден: Felix Ну я-то не боюсь выказать своё незнание, в отличии от многих, более умудрённых опытом и староверов с многолетним стажем. Мне сказали что есть Троица, и есть. Не мне спорить с многомудрыми людми. Хотя, недавно перечитал в очередной раз Евангелия и Апостол на церковно славянском и весь Новый Завет на русском, нет там ничего похожего. И нисхождение Святаго духа вполне можно трактовать по католически, когда Христос дунул на апостолов...Но это чисто упражнения, чтоб мозги не закисли! Felix пишет: Полагаю доказанным факт реального (а не декларируемого) отношения церкви (христиан) к указанному догмату, как к части истории Церкви. думаю, что проведя опрос всех поголовно мирян-прихожан, результаты бы просто "убили" бы насмерть всех богословов.

Ден: САП пишет: Кто таков Иусус точно, о ком именно Вы пишете? Имени такого не знаю....

Ден: САП пишет: Ден , Felix , один уз участников форума привано мне сообщил, что читал о запрете для мирян мудрствовать на эту тему... За что боролись, на то и напоролись! А чего ж он нам-то не сообщил? Во грех вводит? За что он нас так не любит?

Евгений Иванов: Ден пишет: За что боролись, на то и напоролись! А чего ж он нам-то не сообщил? Во грех вводит? За что он нас так не любит? Прости Христа ради, не хотел заходить на форум.



полная версия страницы