Форум » Корзина » Не нужен человек по подобию Божьему... » Ответить

Не нужен человек по подобию Божьему...

АВШ: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ» По мнению пастыря, еретичным как раз является признание брадобрития «грехом и еретическим деянием» … «В Ветхом Завете есть заповедь "Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей" (Кн. Левит 19:27). Однако современность диктует несколько иной порядок, который вовсе не является отменой церковного благочестия. Аккуратность во внешнем виде, соответствие некоторым светским стандартам, необходимость соответствовать вкусам и симпатиям своей супруги побуждает даже многих современных священнослужителей иметь аккуратную и небольшую бороду, что вовсе не является богохульным. Поэтому указание старообрядцев на ту формальность, за которую они держатся, считая это образом благочестия и правилом веры, отражает некоторую ограниченность их церковного мировоззрения», - сказал в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов), комментируя недавнее постановление Совета митрополии Русской православной старообрядческой церкви «О подобающем внешнем виде христиан». В постановлении старообрядческого Совета митрополии содержится призыв к священникам «обращать внимание на внешний вид христиан, понуждая их, в том числе соответствующими прещениями, к соблюдению церковных канонов». В частности, говорится далее, пастырям необходимо напомнить Соборное постановление Старообрядческой церкви 1908 года: «Признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный Собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному Апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от Причащения и другой святыни, по усмотрению священника». «Я не считаю, что в стрижке бород или даже их бритье есть некий убыток для христианского благочестия, - считает отец Лука (Степанов). – Я как монах вовсе не стригу бороду, но обязательным условием своего служения считаю аккуратно подстриженные усы, чтобы они не обмакивались в Кровь Христову, что было бы небрежностью по отношению к Святым Таинам. При этом я не вижу даже малейшей мотивации для того, чтобы тех служителей, которые имеют аккуратную ровную бородку, упрекнуть в ущербности их благочестия. Известно, что каноническим препятствием является неблагообразие, а пострижение бород является как раз следствием заботы о благообразии, ведь не для всех и не всегда удобно оставлять на лице бурную растительность». «Конечно, гладко выбритых священников понять трудно, поскольку они уже нарушают заповедь Ветхого завета, да и полное освобождение мужского лица от растительности, присущей мужчинам, дело для меня не совсем понятное, но и в этом случае я не могу сказать, что такой священник или мирянин является разорителем благочестия. Длина бороды священнослужителя – это уже дело вкуса его собственного и его матушки, дело того окружения, в котором он находится и в догматическо-каноническом виде я бы не стал рассматривать свободу священника в этом вопросе», - отметил священник. «Старообрядцы для нас не указ, и все их порядки нам перенимать неблагоразумно. Можно с уважением относиться к их оригинальности, соблюдению каких-то формальных правил, но вменять их как пример благочестия для всей полноты нашей Святой Православной Церкви нет ни смысла, ни оснований. В том числе это касается и длины священнических бород, не говоря уже о мирянах. Гладко выбритый мирянин, если он добрый христианин, мне бесконечно дороже, чем лохматый, но озлобленный, осуждающий весь мир человек, гордящийся не по разуму своей бурной растительностью, которая, кстати, свойственна не только человеку. Поэтому я не считаю длинные бороды признаком особого благочестия, хотя и сам, как можно по мне заметить, не стригусь и не бреюсь уже два десятка лет. Просто лично мне так удобней, лично мне это служит напоминанием о моих обязанностях священника и монаха. А в отношении моих собратьев, которых я вижу аккуратными и соблюдающими свою бороду в порядке, я испытываю лишь симпатию и полное одобрение, потому что как говорит апостол, "Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает" (Римлянам 14:22). Ведь все это относится не к выбору благочестия или нечестия, а лишь к внешним обстоятельствам, которые должны соответствовать условиям. Святитель Феофан говорит в отношении одежд, что мы одеваемся не для себя, а для окружающих. Я думаю, что и образ растительности на лице мужчины имеет право и должен сообразовываться с внешними обстоятельствами, общением, присутствием в определенном кругу и не является предметом для канонических прещений. Ересью как раз является мнение о необходимости обязательного сохранения всей растительности на лице мужчины. Вменять это в существенный признак принадлежности к Церкви совершенно недопустимо», - заключил игумен Лука (Степанов). [BR]http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/13/igumen_luka_stepanov_staroobryadcy_dlya_nas_ne_ukaz/?_err=1305285548#comments

Ответов - 123, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

АВШ: Модератор,пожалуйста,оживите ссылку,где безбожное заявления никонианского "священнослужителя". "Старообрядцы нам не указ",заявляет он,что бороду брить можно,так как она создает неопрятность,не нравится женам,усы лезут в рот...,словом подобие Божье в отставку.

Никифоръ: а где АВШи нашел какое либо соборное постановление о запрете на брадобритие?

АВШ: Сатана не напрягайся-общения с тобой не будет!


Felix: АВШ пишет: а где какое-либо соборное постановление о запрете на брадобритие? Поддерживаю вопрос. Ветхий Завет не приводить, поскольку заключен Новый Договор, а прежний касался потомков Авраама по плоти, то есть евреев. И если соблюдать те постановления, то прежде тогда следовало принять обрезание, чего в христианстве не требуется и не практикуется в европейских церквах. Правила относительно клира не относятся к простецам. Ссылка на правило 6 вселенского собора относительно соблюдения неписанного придания, также не годится, поскольку до 7-8 века христиане бород не отпускали, что подтверждается древними памятниками, а следовательно нет единой абсолютной традиции, которая могла бы быть поддержана указанным правилом...

АВШ: Felix пишет: Поддерживаю вопрос. А вам человек по подобью Божьему ничего не говорит?

Felix: АВШ пишет: А вам человек по подобью Божьему ничего не говорит? А кто Бога за бороду дергал?

АВШ: Felix пишет: А кто Бога за бороду дергал? Кроме вас никто не может.

Истина: Felix пишет: Поддерживаю вопрос. Ветхий Завет не приводить, поскольку заключен Новый Договор, а прежний касался потомков Авраама по плоти, то есть евреев. Ветхий Завет: «Глаголи всему сонму сынов Израилевых» (Лев. 19, 2) «Не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших. Ниже бриете брад ваших.» (Лев. 19, 27) Новый Завет: «Муж убо аще власы растит безчестие ему есть. Жена же аще власы растит слава еи есть» (1 Кор. 11) Felix пишет: И если соблюдать те постановления, то прежде тогда следовало принять обрезание, чего в христианстве не требуется и не практикуется в европейских церквах. Обрезание заменено на крещение.

Настоящая Истина! : Истина пишет: Обрезание заменено на крещение. Еврейский бред.

Felix: Истина пишет: Обрезание заменено на крещение. Чтобы не больно было, наверное. Обреание не заменено крещением, а оставлено ради спасения верой, как это написано Павлом христианам Галатат и Рима. Истина пишет: Ветхий Завет: «Глаголи всему сонму сынов Израилевых» (Лев. 19, 2) «Не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших. Ниже бриете брад ваших.» (Лев. 19, 27) Новый Завет: «Муж убо аще власы растит безчестие ему есть. Жена же аще власы растит слава еи есть» (1 Кор. 11) Но вот батюшка и предлагает «власы не растить».

АВФ: преп. Максим Грек «Аще же прокляти уклоняющиеся от заповедей Божиих яко не слышащим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою брады своя» (слово 137) Большой Потребник «Проклинаю богоненавидимого и блудолюбивого образа прелесть, душегубительная и помраченная ереси, еже отризати и брити браду» (лист 600 об.) Константинопольский патриарх Михаил Керулларий в послании своем в 1054 году к антиохийскому патриарху Петру обвиняет латинян между прочими ересями и в том, что они "остризают браду ". И даже современная греческая церковь неодобрительно относится к этому деянию. В канонической книге этой церкви "Пидалион", в изъяснении 96 правила 6-го вселенского собора говорится: "Епитимии настоящего правила (отлучению) подлежат и бреющии бороды свои, чтобы росли они ровнее и красивее или чтобы всегда казаться молодыми безбородыми". ("Слово Церкви", 1915, ° 50). Константин Копроним (Ковалин) узаконил брадобритие. "Сие, - свидетельствует Стоглавый собор, - от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть" (гл. 40). И в книге "Служебник", изданной при патриархе Иосифе в лето 7155-е говорится: "Якоже по летописным книгам рещи, предание царя греческаго, паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постризати брады, или брити". “все новое и чужое запечатлено клеймом проклятия и вечной гибели; все же свое, родное, испокон веков идущее по старине и преданию, свято и спасительно” (Буслаев Ф. Древнерусская народная литература..., с. 233.) Еще к концу XV и в начале XVI в. иноверцы укоряли русских за то, что они бритье бороды и усов признавали смертным грехом и ересью. На Стоглавом Соборе государь говорил: "По грехам нашим слабость и нерадение вошли в мир в нынешнее время; нарицаются христианами, а в тридцать лет и старее бреют головы, и браду, и усы, и платы и одежды иноверных земель носят - по чему познати христианина?" (Стоглав. Гл. 5, вопрос 25). А вскоре после Стоглавого Собора бывший председатель его, митрополит Макарий, как бы в пояснение, почему так строго запрещено брадобритие, писал в своем известном послании в Свияжск: "О злое произволение! Сотворил нас Бог по Своему образу и подобию, и явились неблагодарные, стали ходить по плоти... накладают бритву на брады свои... Не подобает так поступать находящимся в православной вере, ибо это дело латинской ереси и творящий это делает поругание образу Бога, создавшего его по Своему образу..." Смоленский наказной список ст. 5: " О острижение брад. Правила с(вя)т(ы)х от(е)ць сице г(лаго)леть: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоуста по нем пети, ни просфир, ни свечи по нем в ц(е)рк(о)вь принести с неверными да причтётся, (л. 88) от еретик се навыкоше".

Felix: АВФ пишет: преп. Максим Грек «Аще же прокляти уклоняющиеся от заповедей Божиих яко не слышащим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою брады своя» (слово 137) Большой Потребник «Проклинаю богоненавидимого и блудолюбивого образа прелесть, душегубительная и помраченная ереси, еже отризати и брити браду» (лист 600 об.) Константинопольский патриарх Михаил Керулларий в послании своем в 1054 году к антиохийскому патриарху Петру обвиняет латинян между прочими ересями и в том, что они "остризают браду ". И даже современная греческая церковь неодобрительно относится к этому деянию. В канонической книге этой церкви "Пидалион", в изъяснении 96 правила 6-го вселенского собора говорится: "Епитимии настоящего правила (отлучению) подлежат и бреющии бороды свои, чтобы росли они ровнее и красивее или чтобы всегда казаться молодыми безбородыми". ("Слово Церкви", 1915, ° 50). Константин Копроним (Ковалин) узаконил брадобритие. "Сие, - свидетельствует Стоглавый собор, - от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть" (гл. 40). И в книге "Служебник", изданной при патриархе Иосифе в лето 7155-е говорится: "Якоже по летописным книгам рещи, предание царя греческаго, паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постризати брады, или брити". “все новое и чужое запечатлено клеймом проклятия и вечной гибели; все же свое, родное, испокон веков идущее по старине и преданию, свято и спасительно” (Буслаев Ф. Древнерусская народная литература..., с. 233.) Еще к концу XV и в начале XVI в. иноверцы укоряли русских за то, что они бритье бороды и усов признавали смертным грехом и ересью. На Стоглавом Соборе государь говорил: "По грехам нашим слабость и нерадение вошли в мир в нынешнее время; нарицаются христианами, а в тридцать лет и старее бреют головы, и браду, и усы, и платы и одежды иноверных земель носят - по чему познати христианина?" (Стоглав. Гл. 5, вопрос 25). А вскоре после Стоглавого Собора бывший председатель его, митрополит Макарий, как бы в пояснение, почему так строго запрещено брадобритие, писал в своем известном послании в Свияжск: "О злое произволение! Сотворил нас Бог по Своему образу и подобию, и явились неблагодарные, стали ходить по плоти... накладают бритву на брады свои... Не подобает так поступать находящимся в православной вере, ибо это дело латинской ереси и творящий это делает поругание образу Бога, создавшего его по Своему образу..." Смоленский наказной список ст. 5: " О острижение брад. Правила с(вя)т(ы)х от(е)ць сице г(лаго)леть: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоуста по нем пети, ни просфир, ни свечи по нем в ц(е)рк(о)вь принести с неверными да причтётся, (л. 88) от еретик се навыкоше". Можете добавить к своим доказательствам, что кубинские повстанцы во главе с Ф. Кастро были известны как «барбудос» — бородатые. Че и Трот были бородаты, как и Ульянов с компанией. Скабленышем был Сталин, эта сука училась в никонианской семинарии.

АВФ: Felix пишет: Можете добавить Если угодно. ВЫПИСКИ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И ПРЕДАНИЯ О БОГОПРОТИВНОМ И ЗАКОНОПРЕСТУПНОМ БРАДОБРИТИИ И ГЛАВОСТРИЖЕНИИ. Книга 3 Моисеева Левит, глава 19, ст. 27. «Не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших». Книга 2 Царств, глава 10, стих 1. «И бысть по сих, и умре царь сынов Аммоних, и царствова сын его Аннон вместо его. И рече Давыд: сотворю милость со Анноном сыном Наасовым, имже образом сотвори отец его милость со мною. И посла Давыд утешити его рукою рабов своих о отце его: и приидоша отроцы Давыдовы в землю сынов Аммоних. И реша старейшины сынов Аммоних ко Аннону господину своему: еда прославления ради отца твоего пред тобою посла к тебе Давыд утешители; не да испытают ли град, и соглядают его, еже разрушити его посла Давыд рабы своя к тебе; И взя Аннон отроки Давыдовы, и остриже половину брад их, и обреза одеяния их половину даже до чресл их, и отпусти их. И возвестиша Давыду о мужех, и посла в сретение им, яко беша мужи тыя обезчещени зело. И рече царь: седити в Иерихоне, дондеже возрастут брады вашя, и возвратитеся». Книга 1 Паралипоменон, глава 19, ст. 4. «И взя Анан рабов Давыдовых, и обри их, и отреза от риз их половину даже до чресл, и отпусти их. И приидоша возвестити Давыду о мужех: и посла в сретение им, яко быша обезчещени зело. и рече царь: седите во Иерихоне, дондеже возрастут брады вашя, и возвратитеся». Послание Иеремиино, ст. 30. «И в храмех их жерцы седают, имуще ризы растерзаны, и главы и брады обриты». Блаженнаго Иеронима, часть 11, стр. 273. «Они не должны брить голову свою и растить волосы, но часто подстригать головы свои, ясно показывает, что мы не должны быть с бритыми головами, подобно жрецам и чтителям Изиды и Сераписа. (стр. 274) Бритыя головы имеет языческое суеверие. (стр. 277) Но для мужа Христос есть глава (1 Кор. гл. 11), которую грешник попирает и презирает, и так сказать, бреет бритвою и лишает ее красоты ея. Это сделали и сыны Аммоновы с посланцами, отправленными (к ним) Давыдом (2 Царств, гл. 10). Но если нарушение закона служит безчестием Бога, то тот, кто соблюдает заповеди закона, чтит Его, во исполнение написаннаго: да вси чтут Сына, яко же чтут Отца». Постановления святых апостол, книга 1, стран. 6-7. «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему». Никон Черныя горы, слово 37, лист 284. «По проповеди апостольстей, муж бо, рече, не должен есть растити власы, образ и слава Божия сый. Злейше еже и сопротивное инии творящее, браду стригут. В заповедях апостольских глаголет Божественное слов: не тлити образ брады ради… Глаголет же (апостол), аще кто сопротивен мнится бытии, мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божия, изведе убо таковая делающих и творящих, и волю бо преносящих, от степени апостольскаго и от Божия Церкве». Св. Епифаний Кипрский, ч. 5, гл. 7, стр. 302, изд. 1880 г. «Что хуже и противнее этого; Бороду образ мужа, остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в Постановлениях Апостольских слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть, не стричь волос на бороде, но и не носить длинных волос, подобно блудницам, и не давать доступа тщеславию под видом праведности… Назореям это приличествовало только ради прообраза: древние были руководимы посредством прообразов будущаго и носили волосы на голове вследствие обета, и то до тех пор, пока не пришло и не совершилось обетование мира, то есть, пока не явился глава Христос, единородный Сын Божий, и узнан был в мире Присносущий, хотя и не узнан был всем человечеством, а только некоторыми уверовавшими в Него, дабы, когда мы узнали главу, не срамили головы… Это не есть какое-нибудь доброе дело для Бога, хотя и предпринимается ради Бога. Но этот обычай держится упорством после того, как прешел подзаконный образ и явилась истинна… Итак, делающих и поступающих таким образом, и пребывающих в упорстве, он устраняет от закона апостольскаго и от церкви Божией. Чуждо кафолической церкви и проповеди апостольской носить публично власяницу и иметь неостриженные волосы. (стр. 355). Некоторым угодно было носить на голове длинные волосы, конечно, ради собственнаго образа жизни, по собственному соображению, так как ни евангелие этого не предписало, ни апостолы не приняли, святый апостол Павел отверг этот обычай». Никон Черныя горы, слово 37, лист 284. «Во еже о ересях, великий Епифание о евхитской ереси глаголет, яко и во другом негде предъята быша та честная наша братия. Иже по междуречию в монастырех сущее, рекше во градех зовомых, власы женскими радующееся, и вретищем проявленным одевающееся достояше святыя деве матере и честныя церкве бытии чада честна… И богообразно внешних ради ходити, и не хотети от зрящих прияти мзду или благодать, чужде бо есть соборныя церкве, вретище проявлено и власы не отрезаеми, по проповеди апостольстей, муж бо рече не должен растити власы, образ и слава Божия сый… Мы таковаго обычая не имамы, ниже церкви Божия, изведе убо таковая делающих и творящих и волю убо приносящих от степени апостольскаго и от Божия церкве». Св. Киприан Карфагенский, ч. 2, стр. 115 и 170. «В той же книге Левит: ниже да бриете брад ваших… И когда в Писании сказано: да не бриете брад ваших (Лев., гл. 19, ст. 27), бреет бороду и лице свое украшает; Или он старается понравиться кому-либо теперь, когда стал противен Богу». Св. Кирилл Александрийский, ч. 2, стр. 351. «Так, например, запрещается остригать, по подобию других, головы и, для обезображения лица, брить бороду». Св. Исидор Пелусиот, ч. 1, стр. 260, письмо 463, к Дионисию Младшему. «Весьма печалит меня, что слышу о тебе, будто бы не соревнуешь отцеву целомудрию, но подвергаешь себя чуждому для вас позору, лишив лице свое естественнаго цвета величавости, и преобразив в нечто более подобное лицу женскому. А это ничто иное значит, как укорять Создавшаго. Ибо, если отказываешься от чести, самым временем придаваемой совершеннолетию, то показываешь сим, что упорно стараешься быть лучше несовершеннолетним, и намерен не мужем стать, но быть и казаться каким то сомнительным скопцем». Бл. Феодорит, ч. 1, стр. 183, изд. 1867 г. «У елинов было в обычае не остригать волосов на голове у детей, но отращать их, и со временем посвящать демонам. Имели также обычай брить бороды». Трехтолковая Кормчая (Книга правил); Зонара, толкование на 96 правило VI Вс. Собора. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, говоритъ вeликiй Павелъ (Гал. 3, 27); а облeкшiecя чрезъ божественное кpeщeнie во Христа должны проводить жизнь подобно Ему, и сохранять всякую невинность и цeлoмyдpie, и чистоту, а не прилепляться к вещественной суете и не украшать своего тела съ излишествомъ и мeлoчнocтiю. Но какое yкpaшeнie могло бы быть мелочнее и излишнее какъ не заплетать волосы на голове, красиво располагать и убирать ихъ, делая ихъ приманкою и обольщениемъ для душъ, не утвержденныхъ въ вере и потому удобопреклонныхъ къ невоздержанiю? Итакъ сiи божественные отцы упомянули о красивомъ расположенiи и убранстве волосъ посредствомъ плетенiя; ибо въ то время ничего другаго, какъ кажется, не делали съ волосами, по¬добно тому какъ ныне делаютъ те, которые подкрашиваютъ и убираютъ волосы, прилагая все старанiе о томъ, чтобы волосы были длинные и чтобы подобно женщинамъ иметь кудри, спускающiяся, если возможно, до пояса. Это дости¬гается у нихъ не однимъ темъ, что не стригли излишнихъ волосъ, но вместе и темъ, что железо не восходило на ихъ голову, употребляемо ими было и все, что обыкновен¬но способствуетъ ращенiю волосъ и производитъ ихъ густо¬ту. Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвиваютъ ихъ щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашиваютъ.—Другiе намачиваютъ волосы на головъ во¬дою, и даютъ имъ сохнуть на солнечномъ припеке, чтобы изменился у нихъ черный цветъ волосъ. А есть и такiе, которые накладывають на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы. Такъ ныне по большей части раслолагаютъ и убираютъ волосы на голове; а по отношенiю къ бороде поступаютъ совершенно наоборотъ; ибо какъ только у кого появится юношескiй пушокъ, тотчасъ сбриваютъ его, чтобы не перешелъ въ волосъ, но чтобы бросалась въ глаза гладкость ихъ лица и они, такъ ска¬зать, могли бы уподобляться женщинамъ, и казаться неж¬ными. А у кого съ теченiемъ времени волоса на бороде растутъ уже постоянно, те, чтобы не носить длинной боро¬ды, хотя и не употребляютъ бритвы, но вместо того, раскаливъ на угольяхъ кусокъ черепка, подносятъ его къ бороде и выжигаютъ имъ все длинные волосы на бороде, а оставляютъ ихъ въ такой мере, чтобы казалось, будто волосъ едва начинаетъ пробиваться, и чтобы мужчины, достигшiе уже зрелаго возраста, походили на юношей, у которыхъ въ первый разъ показывается борода. А это делается не у простыхъ только людей, но и у людей высшаго состоянiя. Почему это зло, распространившись, сделалось всенароднымъ, и, какъ какая нибудь эпидемическая болезнь, за¬разившая носящихъ Христово имя, пожираетъ почти всехъ; и это делается не смотря на то, что божественная и древ¬нейшая заповедь говорить во Второзаконiи: не сотворите обстриженiя кругомъ отъ власъ главъ вашихъ, ниже бpieте брадъ вашихъ; и великий Павелъ говорить: мужъ аще власы раститъ, безчестiе ему есть (1 Кор. 11, 14). Итакъ отцы сего собора отечески наказываютъ делающихъ то, о чемъ они выше сказали, и подвергаютъ отлучению. А нынешнiе отцы не только оставляютъ безъ наказанiя техъ, которые делаютъ съ волосами на голове и бороде исчис¬ленное выше и допускаютъ еще большее безстыдство и въ такомъ виде входятъ въ церкви, но и преподаютъ имъ благословенiе и (верхъ неуместности!)—даже преподаютъ святыя тайны, если кто изъ нихъ желаетъ причаститься. И этого не возбраняетъ никто, ни патрiархъ, ни другiе apxiepeи, ни монахи, которыхъ имеютъ духовными отцами люди такъ безстыдно поступающiе». Кормчая, гл. 47, лист 388, оборот. «Что же о пострижении брады; не писано ли есть в законе: не постригайте брад ваших: се бо женам лепо, мужем же не подобно: создавый Бог судил есть, Моисеови бо рече, постризало да не взыдет на брады вашы, себо мерзость Господеви. Ибо от Константина царя Ковалина и еретика суща се узаконено есть: на том бо вси знаяху, яко еретическия слуги суть, имже брады постризаны. вы же се творяще человеческаго ради угодия, противящеся закону, ненавидими будете от Богат создавшаго вас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, от всего того отступити, его же Той ненавидит, и ничтоже неугоднаго Ему не творите». Номоканон, правило 174, лист 702. «Матфей же в девятой главе, третияго стиха, возбраняет верным украшати себе, или власы брады стрищи, уширяти власы, или плести власы главы своея. Не повинующихжеся отлучати повелевает: се же приводит от правила девятьдесять шестаго, шестаго собора, иже в Трулле». Большой Соборник, Многосложный свиток, лист 375 на обороте. «Горькаго же онаго горьчаший отрод, Константин глаголю, гноеименитый, царства греческаго скипетры приим. [На поле напечатано]: Сий первие умысли брады брити яко же правила сказуют». Стоглав, глава 40, стран. 124, издан. Кожанчикова, С-.Пб, 1863 г. «Такоже священная правила возбраняют православным христианом во всем, чтобы не брити брад и усов не постригати. таковая несть православных, но поганых латынская и еретическая предания, греческаго царя Константина Ковалина. и о сем отеческая и апостольская правила вельми запрещают и отрицают, сице глаголет: Аще кто браду бреет и умрет тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просфиры, ни свещи по нем в Церковь принести, с неверными да причтется, от еретик бо се навыкоша. (стр. 125) Что же о пострижении брады не написано ли в законе: не постризайте брад ваших, се бо женам лепо, мужем же неподобно. создавый Бог рече Моисеови: постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость пред Богом. ибо се Константина царя Ковалина еретика. на том вси бо знаху, яко еретические слуги есть брады постризати. се же творяще человеческаго ради угождения, противящеся закону, ненавидими будут от Бога, создавшаго нас по образу своему. аще кто хощет угодити Богу, отступи от зла. глагола Господь сам о том к Моисеови рече, и святии апостоли запретиша, и святии отцы прокляша. и того ради страшнаго прещения, православным христианом таковых не подобает творити». Книга о святительских судех, глава 43. «Аще умрет брадобрийца, над таковым ни служити, и сорокоустия по нем не пети, свещи по нем не приносити, зане с неверными таковой да причтется». Служебник патриарха Иосифа, лист 621, изд. 7155 [1647] лета. «Не вем, в сицевый народ православия, в кое время в Велицей России еретический недуг привниде. Якоже по летописным книгам рещи, предание царя греческаго, паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже рещи богосозданную доброту растлевати. Или паки рещи по летописным книгам подтверждению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, Римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римским народом, паче же и чином их священным сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию, архиепископу Кипрскому, евхитскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина царя Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знают, яко еретическия слуги суть, иже брады ими пострижены». Книга Кирилова, о латинских ересех, глава 26, лист 234 на обор. «Последи же философ Панагиот ко Азимиту рече, чесо ради, папы ваши, и вси церковницы стригут брады рцы ми. Азимит. Прииде ангел Господень нощию к папе, и рече ему, аще хощеши быти яко ангел, остризи браду, понеже ангели без брад предстоят престолу Божию. Панагиот. Несть тако, но солгал еси. слыши Азимите, аз ти исповем истину. понеже пишет в писании, аще вы сие умолчите, то камение возопиет. хотяше бо папа ваш, дабы имел жену, и тако посла к некоей жене, да не идет к нему на ложе. жена же пусти к нему рече, аще хощеши да прииду к тебе на ложе, то остризи браду. папа же послушав ея, остриже браду свою, и посла к жене вскоре, глаголя, уже есмь остригл браду свою, прииде ко мне на постелю мою. и рече ему жена, понеже остригл еси браду свою, и посрамил себе, погубил еси сан свой, и честь свою, за мою женскую подпупную браду. жив Господь Бог, аз не хощу приити к тебе на ложе. и тогда папа ваш бысть в велицей печали и беде, и мысляше в себе зело некое великое сотворити. и тако умысли себе папа, нача голуби из уха своего кормити, и тако приучи их. и влезе в полату свою, и голуби полетеша за ним, и седоша по плещама его, и кормяше их из ушей своих крупою просяною, и рад бысть о том вельми папа. и потом сотвори епистолию, и посла во всю свою область по всем странам по вся епископы и попы, и диаконы. и приидоша к нему. папа же созва их в церковь. голуби же за ним влетеша в церковь. и седоша на плещу его, и зобаша крупу из ушей его. Рече папа ко всем епископом и попом, и дияконом, мир вам, слышите братие и чада моя церковная, яко хощу вам глаголати мирную любовь, яже откровена мне смиренному, о вашем спасении. посла Бог ангела своего ко мне с сею эпистолиею в голубине образе, и рече ми, аще хощеши, ты и чада твоя, быти яко ангели, и у престола Божия стояти, остризите си брады, понеже ангели без брад предстоят у престола Божия. и аз чада моя повеленное ми от Бога сотворих. и вы чада моя такоже сотворите, яко же и аз, да достойни будем ангельскому чину. они же слышавше, и вземше бритвы брады своя остригоша вскоре. видев же папа себе не обличена, и возврадовася радостию великою. тоя же вы и до днесь держитеся прелести, понеже жена посрамила есть вас, и бриете брады своя подпупия ради женскаго». Книга О вере, глава 28, лист 257. «К сему же и сие безумие западных мнимых духовных воспомяну о оголении усов и брад. Тому началника поведают, Петра гугниваго папежа. а в царех Константина Кавалина еретика, иконоборца, иже обезумившеся, Богом созданную доброту в первом человеце губят, и проказят лица своя, евнухом подобящеся». Книга Димитрия митрополита Сербскаго. «Окаяннии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в суботу и в неделю сыр и яйца ядят, и детям своим во весь пост не возбраняют. В суботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейши того творят и усы подкусывают… сия вся приемше от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Млисеови рече: да не взыдет постризало на брады вашя, се бо мерзость Господеви». Митрополит Макарий, История Русской Церкви, кн. 4 (I), стр. 417-418, изд. 1996 г. Из послания митрополита Макария (Председателя Стоглавого собора) в Свияжск. «О злое произволение! Сотворил нас Бог по своему образу и подобию; и явились неблагодарныя, стали ходить по плоти, а не по духу, забыв, что плотская мудрость – вражда на Бога и закону Божию не повинуется; накладают бритву на брады свои, творя угодие женам, увы, забыв страх Божий, и царскую заповедь презревши, и свою совесть поправши. Не подобает так поступать находящимся в православной вере, ибо это дело латинской ереси и чуждо христианскому обычаю, и творящий это поругается образу Бога, создавшаго его по своему образу… Если же некоторые из вас, забыв страх Божий, и заповедь царскую, и наше духовное наставление, не станет каятся в своих согрешениях и впредь начнут брить или обсекать бороду, или подстригать усы, или впадать в прелюбодейство и блуд с пленными женами и девицами и потом будут обличены, то всем таким быть от благочестивого царя в великой опале, а от нашего смирения и от всего священного Собора – в отлучении, по священным правилам, от святой Церкви и всякой святыни». Пролог, декабрь месяц, 17 день, преподобнаго исповедника Даниила, нареченнаго Стефана. «Многи досады и раны от сквернаго языка срацыньскаго подъят, за ради, еже не острищи брады». Потребник Большой, Соборное Изложение патриарха Филарета… Чин от ереси приходящих к Церкви Христовой, гл. 71, лист 12 об., 2-го счета. «Проклинаю богоненавидимую блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя помраченныя ереси, еже остругати браду. ей же бысть начальник беззаконный Петр гугнивый, римский папа. во царех же тоя ереси начальник гноеименитый Константин Ковалин иконоборец. и в той ереси и прочии римстии папы погрязоша, и вси латыньстии епископы и попове. мнози же и мирстии человецы, ум погубившее, низпадоша в таковое прокажение. лица своего губящее доброту, Богом созданнаго им образа. ею же добротою украси Бог человека, по своему образу и подобию. окаяннии же латины в ереси многия впадоша. и на святых иконах, писанным, Божию образу, и святых Его угодник не поклоняются, ни почитают. к сим же и своего благообразия ненавидят, и ругаются ему. и проказят лице подобия своего, иже Божиима рукама сотвореннаго, и таковаго богоделаннаго благолепия не даст им диавол ни видети. но всегда поощряет их остругати брады своя, и усы притинати постригалы и бритвами. еще злейше творят, яко и своими зубы укусывают власы брады своея, усы. самоядцем подобящеся. его же не деяху ни в древнем законе, даннем от Бога Моисею. и в новой благодати никтоже того не творяше, до совращения преже реченных еретиков». Греческая Кормчая (Пидалион). изслед. Никольскаго, изд. 1888 г., стр. 270. «96-е – 6-го (вселенскаго собора) епитимии на ст. правила (отлучению) подлежат и те, которые совсем не касаются бритвой головы своей, или не подстризают волос своих, позволяя им свободно расти до пояса, как у женщин, и те, которые подкрашивают свои волосы, чтобы сделать их светлыми, или золотистыми, или одвязывают их, чтобы сделать кудрявыми, или носят чужие волосы. Той же епитимии подлежат бреющии бороды свои, чтобы росли оне после ровнее и красивее, или чтобы всегда казаться молодыми безбородыми, так же те, которые выжигают раскаленными черпками, или выдергивают маленькими щипчиками волосы на лице, чтобы казаться нежнее и благообразнее, которые подкрашивают свои бороды, чтобы не казаться стариками. Этой же епитимии подвергаются женщины, употребляющыя белила и румяны для привлечения к себе мужчин. Ах! Как может Бог признать в них свое создание и свой образ, когда они носят другое дьявольское лицо; Разве оне не знают, что уподобляются блудной Иезавели… И так все мужчины и женщины, делающие что либо подобное, подвергаются отлучению… Если же все это воспрещено миряном вообще, то тем более клирикам и священным лицам, которые должны поучать народ и словом, и делом, и внешним благочестием». Минея четия, месяца апреля 14 дня, Страдание святых мученик Литовских, Антония, Иоанна, и Евстафия, в Вильне пострадавших. «Сии святии мученицы бяху от града Литовскаго Вильны, по нечестивому тогда обычаю поклонницы огню, яко же и прочии старны тоя человецы. Антоний убо и Иоанн, братия быша поплоти, от всея же души христианское благочестие возлюбивше. Егда некий пресвитер, именем Нестор, в Литву прииде, от того божественное прияша крещение, в не же старейший леты, Иоанн наречен бысть, а иже по нем, Антоний именован, и провождаху по крещении житие христианом подобающее. Служаху же князю Литовскому Олгерду, и таиша пред ним христианскую свою веру, обаче не возмогоша утаити: понеже разиствоваху от иных измененным уставом своего жития и обычая. Не хотеша бо уже иным подобитися, ни стрищи тако главу и браду, яко же нечестивии остригаху, ни ясти в постныя дни мяс, ниже ино что нечестиво христианству противное творити… Некоего же времене разсмотряющу князю, еже о княжении своем, и о обычаех земли своея, предстояше пред ним Евстафий, свое творя ему послужение, на него же князь возрев, виде на главе того растущыя власы: бе же обычай у нечестивых, огню аки богу кланяющихся, некако по своему остризати часто главу и браду: а блаженный юноша Евстафий, яко отверже нечестивую и безумную их веру, и прия святое крещение, от тогда соблюде власы главы своея не острижены, яже видев князь, вопроси его: христианин ли еси; и егда он христианина себе яве исповеда, гневом возбесися князь, и восхотев святаго отвратити от добраго его предложения, в начале мяса ясти принуждаше его, он же не точию ясти, но ниже очима воззрети на оная восхоте: бе бо пост пред Рожеством Христовым, и день пятничный. то видя князь, более воспалися яростию, и первее палицами железными повеле немилостивно бити юношу святаго. он же биен быв без пощадения, толь мужественно терпяше, яко не токмо не воскрича, но ниже возстена, ни слезу испусти от очес, но паче благодаряше Бога, яко сподоби его за имя Того святое пострадати… и тако страдалец Христов душу свою святую предаде в руце Божии месяца декемврия в третий надесять день». Святцы с житиями, 14 апреля. «Антоний и Евстафий, и Иоанн, пострадаша в Литовстем граде Вильне, от князя Олгерда, первое за брадобритие, таже и за прочия законы христианския, в лето 6849». Минея служебная, мчч. литовским Антонию, Иоанну и Евстафию, печат. при патр. Иосифе, лист 79, месяца апреля 14 дня. на Господи Воззвах, стих, глас 4. «Вере убо предборителие святии, о благочестии и церкве поборницы, и еже брады брити князя повелевша, не послушавше Ольгерда нечестиваго. и яко звезды многосветлыя, страдании, и подвиги о благочестии просветившеся. и льсти тму поправше благодатию. тем убо восхвалим вы священными песньми, Иоанне и Антоние с Евстафием богомудрии». Пролог, печ. при патр. Иосифе, лист 533 на обор. месяца декабря 17 дня, преподобнаго и присновоспоминаемаго исповедника Даниила, нареченнаго Стефана. «Многи досады и раны от сквернаго языка срацыньскаго подьят, за ради еже не острищи брады». Преп. Максима инока Святогорца Послание к Самодержавному Царю Иоанну Васильевичу о еже не брити брады. (Раскольничьи дела 18 столет., изд. 4, 1863 г. изд. Г. Есиповым. т. II [Рукопись Им. Пуб. биб. Л. F. Отд. XVII. №11, Л. 32]. http://www.staropomor.ru/Ustav(2)/oborode.html

Felix: АВФ пишет: Если угодно. А вот ещё масса доводов: http://www.youtube.com/watch?v=D1r3MDIhon8&feature=player_detailpage

А.Гоголев: ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИТРОПОЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ (Г. МОСКВА, 10, 11 МАЯ 2011 Г.) . О подобающем внешнем виде христиан 4.2. Напомнить пастырям Соборное постановление 1908 г.: «Признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный Собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному Апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от Причащения и другой святыни, по усмотрению священника».

Истина: ГИМН БОРОДЕ Не роскошной я Венере, Не уродливой Химере В имнах жертву воздаю: Я похвальну песнь пою Волосам, от всех почтенным, По груди распространенным, Что под старость наших лет Уважают наш совет. Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена. Попечительна природа О блаженстве смертных рода Несравненной красотой Окружает бородой Путь, которым в мир приходим И наш первой взор возводим. Не явится борода, Не открыты ворота. Борода предорогая!.. и т. д. Борода в казне доходы Умножает по вся годы: Керженцам любезной брат С радостью двойной оклад В сбор за оную приносит И с поклоном низким просит В вечный пропустить покой Безголовым с бородой. Борода предорогая!.. и т. д. Не напрасно он дерзает, Верно свой прибыток знает: Лишь разгладит он усы, Смертной не боясь грозы, Скачут в пламень суеверы; Сколько с Оби и Печеры После них богатств домой Достает он бородой. Борода предорогая!.. и т. д. О коль в свете ты блаженна, Борода, глазам замена! Люди обще говорят И по правде то твердят: Дураки, врали, проказы Были бы без ней безглазы, Им в глаза плевал бы всяк; Ею цел и здрав их зрак. Борода предорогая!.. и т. д. Если правда, что планеты Нашему подобны светы, Конче в оных мудрецы И всех пуще там жрецы Уверяют бородою, Что нас нет здесь головою. Скажет кто: мы вправды тут, В струбе там того сожгут. Борода предорогая!.. и т. д. Если кто невзрачен телом Или в разуме незрелом; Если в скудости рожден Либо чином не почтен, Будет взрачен и рассуден, Знатен чином и не скуден Для великой бороды: Таковы ее плоды! Борода предорогая!.. и т. д. О прикраса золотая, О прикраса даровая, Мать дородства и умов, Мать достатков и чинов, Корень действий невозможных, О завеса мнений ложных! Чем могу тебя почтить, Чем заслуги заплатить? Борода предорогая!.. и т. д. Через многие расчосы Заплету тебя я в косы, И всю хитрость покажу, По всем модам наряжу. Через разные затеи Завивать хочу тупеи: Дайте ленты, кошельки И крупичатой муки. Борода предорогая!.. и т. д. Ах, куда с добром деваться? Все уборы не вместятся: Для их многого числа Борода не доросла. Я крестьянам подражаю И как пашню удобряю. Борода, теперь прости, В жирной влажности расти. Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена. (М.В.Ломоносов, Между концом 1756 и февралем 1757)

Истина: Народная мудрость 1) Седина в бороду, бес в ребро. 2) Мудрость в голове, а не в бороде. 3) Борода выросла, а ума не вынесла. 4) Бородой в люди не выйдешь. 5) Образ Божий не в бороде, подобие не в усах.

Никифоръ: Истина пишет: Народная мудрость 1) Седина в бороду, бес в ребро. 2) Мудрость в голове, а не в бороде. 3) Борода выросла, а ума не вынесла. 4) Бородой в люди не выйдешь. 5) Образ Божий не в бороде, подобие не в усах. НИКОНИЯНСКАЯ МУДРОСТЬ 1). Седина в бороду, бес в афедрон. 2). Мудя к голове, а выпить хочется. 3). Борода не выросла, да афедрон расширился. 4). Бородой в люди не выйдешь, а жопой запросто. 5). Сколько волка не корми, все равно у архимандрита толще.

Никифоръ: АВФ пишет: Если угодно. цитата: ВЫПИСКИ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И ПРЕДАНИЯ О БОГОПРОТИВНОМ И ЗАКОНОПРЕСТУПНОМ БРАДОБРИТИИ И ГЛАВОСТРИЖЕНИИ. Что-то я не нашел ни в Евангелиях, ни у апостолов, ни во Вселенских соборах постановлений насчет брадобрития. Все лишь частные мнения и поместные соборы часто имеющие по многим пунктам временной контекст т.е. применимы для конкретного времени. Так что шахер опять в дерьмо наступил.

АВФ: Никифоръ пишет: Все лишь частные мнения и поместные соборы часто имеющие по многим пунктам временной контекст т.е. применимы для конкретного времени. Так все внешнее имеет временной контекст, и не обязательный, но пожелательный для исполнения характер. Но если полагается, что нечто внешнее способствует (или не мешает) развитию правильног устроения души, то что может возбуждать противодействие этому на словах или делах? Можно предположить, что токмо дух противления, самомнения, гордыни. Куда как полезнее смиренно исполнять пожелание и тратить силы и время на сомнения и противления. Кроме того, восставая против пусть даже частноо мнения какого подвижника, общецерковно признанного святым, т.е.одаренного благодать Св.Духа, мы, тем самым, не возводим ли хулы на Духа?



полная версия страницы