Форум » Культура » Милашка Эмели. Добро как чудачество » Ответить

Милашка Эмели. Добро как чудачество

Felix: Несколько лет назад, теперь, наверное, уже более пяти, вышел фильм Жан-Пьера Жене "Амели". Фильм обращал на себя внимание своей нетривиальностью и неким зарядом легкости бытия, что заметно отличало его от всей кинопродукции, которую российский зритель получал в постперестроечную эпоху. Тогда у нас показывали про то как убивают и даже передачи о животных обязательно включали сцены поедения одних другими. Однако в адрес фильма прозвучала и критика, была среди неё и религиозная критика, точнее критика с некой религиозной позиции, вот об этом хотелось бы поговорить. На сайте "Православное чтение" Юрий Максимов написал так: Фильм Жан-Пьера Жене "Амели" заполняет собой место в душе, которое предназначено для небесного. Он гасит, затушевывает сохраняющееся в любом человеке стремление к Свету, которое одно и может разбудить его для вечности. Очарование эстетизированным лжедобром - это то, чего жаждет современное западное общество. Будить его от этого очарования и призвана Христова Церковь. Это история о "ненаказуемом добре". Неживом. Амели все легко дается, и жизнь щедро преподносит подарок за подарком. Добро, творимое ею, отделено от жертвенности, от любви, от своей высшей Первопричины и Цели, его нельзя рассматривать иначе как приключение или безобидное чудачество. Мир фильма – это самодостаточное плюшевое буржуазное "счастье", где все сыты и довольны, жизнь уютна и размеренна, а чудеса происходят легко – "без постороннего вмешательства". Со всем этим Жене удалось создать куда более антирелигиозный и антихристианский фильм, чем все потуги Бунюэля и Скорсезе вместе взятые, чем вся порнуха и мордобой голливудского ширпотреба. В красивой, глянцевой упаковке он представил миру стерилизованное, "безопасное" добро. Автор словно восклицает: "Посмотрите, как красиво добро!". Кто-то любит компостировать растения. Кто-то – щелкать пузыриками с воздухом. Кто-то – делать приятное окружающим. Очень мило, и ни к чему не обязывает. Добро из служения превратилось в лукавую игру. "Добро" Амели - это добро, лишенное своего смысла, своего основания, своей ответственности. В этом отношении фильм французского режиссера ломает традиционные представления, так как еще до недавнего времени в европейском обществе все же сохранялось остаточно, почти рудиментарное понимание добра как единственного законного образа бытия, понимание, восходящее к тому самому, которое много веков назад христианские святители и преподобные проповедовали диким, ходящим в шкурах франкам, англам, германцам... О том же фактически говорит и сам Жене, отзываясь о картине: "сейчас уже, в общем-то, не осталось никаких больших идей – политических, социальных и так далее. Все, что нам осталось – это маленькие радости жизни". Поговорим же с позиции этих самых забытых современным обществом "так далее" идей – более конкретно. Тема религии возникает в фильме всего дважды, и оба раза – в негативном контексте. Эпизод 1. Маленькая Амели вместе с мамой в соборе Парижской Богоматери молятся "о рождении братика". Когда они выходят из церкви, "небо посылает ответ" (сообщает голос диктора) – тело падающей с вершины Нотр-Дам квебекской туристки-самоубийцы уносит жизнь ее матери. Эпизод 2. Тот же закадровый голос сообщает об одной из героинь фильма (Жоржетте), что она "не любит, когда произносят: "благословен плод чрева твоего"" – и одновременно с этим на экране мелькающими секундными кадрами дается христианский образный ряд – распятие, Богородица и пр. Странно, что в столь "пушистом" с виду фильме, нарочито избегающем любого негатива, отношение к религии задается не просто ироничное, но прямо отрицательное, и после странностей формы это второй большой вопрос к фильму.

Ответов - 7

Федор Емельяненко: Для буржуазно-масонской Франции все это очень характерно. В этой стране вообще самый низкий уровень религиозности по Европе.

Ivan: Федор Емельяненко пишет: В этой стране вообще самый низкий уровень религиозности по Европе. Они его исламизацией восполняют.

Федор Емельяненко: Это тоже миф. По статистике, самый высокий уровень исламского населения в Европе - в Бельгии - около 30 %. Во Франции - чуть более 6. Тем более, что и ислам там в значительной мере секулярный, формальный. Политика французского общества направлена на подавление вообще всякой религиозности.


А.Викторов.: Федор Емельяненко пишет: Политика французского общества направлена на подавление вообще всякой религиозности. Однозначно. В свое время Ширак (кстати, типа правый) заметил, что историю франц. государственности надо отсчитывать не с Хлодвига, а с Вел. Фр. революции. Увы, но он прав.

Felix: Да ребята, вы не заметили подвоха. Писал всё это никонианин, и я бы никогда не стал у нас это размещать, если бы не считал прямо наоборот. Фильм великолепный, и до статьи указанного никонианина я это чувствовал, но не мог объяснить, отчего это так. Спасибо критику, я использовал его аналитику, а выводы сделал сам. Ведь о чем он пишет, что ему, видишь ли, не нравится, что добро делается без идеологии, ни старцы ей ничего не велят, ни даже "Кодекса строителей коммунизма" он на худой конец не читывала, вот просто так делает и всё. А мне именно это показалось важным и вызывающим положительные эмоции. Это было не добро католиков или протестантов, верующих или неверующих. Позитив Амели в ней самой, она не ищет образца, что страшно огорчает нашего никонианина. Но задумаемся на минуту, ведь согласно тексту Библии, человек создан по образу и подобию Божьему, а Господь благ не в силу чего-то внешнего для него, а сам по себе. Вот и Амели совершает добрые поступки не ради какой-то цели, а из удовольствия это делать. В чем же проблема и почему так сняли и так расценили указанный фильм. Вероятно потому, что добро стало частью почти всех религиозных и социальных (как их современного продолжения) доктрин. И само по себе добро никого уже не волнует, если нет цели, то и добро не требуется, а ради цели и во зле можно увидеть «добро». Вот вспомните наш фильм «Остров», там же вообще с этой позиции ничего не понять, даже напротив, мазохизтическое и садистическое отношение к окружающим оценивается с позиции религиозного смысла. Вот вам и пример, когда добрые поступки сами по себе никого не интересуют вообще. А ведь доктринальное «добро» настолько обрыдло всем, что современная молодежь охотнее поклоняется даже прямому злу (сатанизм и т.п.). Что интересно, что когда в сюжете люди обращаются к доктринальному добру, то и ответ получают соответствующий, мамочка то погибла сразу после посещения церкви, её убило телом самоубийцы, сбросившейся в этот момент с колокольни. Мир Амели хорош потому, что там нет этой доктринальности и этим очень притягателен…

kiev-tt: Х.В.! Вообще-то великолепно, что Феликс нашел довольно нетривиальную трактовку Амели, и сам же таки нетривиально по ней высказался. Фильм мне самому очень нравится, но мысль критика как с одной, так и с др. стороны - довольно интересна и не без содержания...

А.Викторов.: Я бы так сформулировал: чудачество как добро. Потому как и чудачество, и юродство (постоянное чудачество) может быть добром. А может и не быть. В данном фильме чудачество доброе, а у Митрополита как правило недоброе. Т.е. дело не в чудачестве, а добре, кот. иногда может проявляться и в такой форме.



полная версия страницы