Форум » Форум истинно-православных христиан » ВЕРОУЧЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ о таинстве Миропомазания » Ответить

ВЕРОУЧЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ о таинстве Миропомазания

Александр Кардамышев: ВЕРОУЧЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ о таинстве Миропомазания "Возложили руки на них, и они приняли Духа Святого... Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый" (Деян. 8. 17 - 18). "Они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый" (Деян. 19, 5 - 6). Православие учит, что в таинстве Крещения нам подается прощение грехов и открываются врата в Царство Христово. В этом Таинстве мы рождаемся в жизнь духовную и становимся членами Церкви Христовой. Задача Церкви — спасение и возрождение природы человеческой. Господь говорит: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 5). Благодатные силы для совершения спасения подаются каждому члену Христовой Церкви через таинство Миропомазания. Миропомазание есть такое "Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела подаются благодатные силы, необходимые для укрепления его в духовной жизни". Из этого следует, что Миропомазание существенно отличается от таинства Крещения тем, что в нем сообщается иная степень благодати и под другими знамениями. Обетование о таинстве Миропомазания было дано Самим Христом, когда Он в последний день великого праздника обещал Своим ученикам ниспослать Духа Святого: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой". "Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него" (Ин. 7, 38 — 39). Это обетование осуществилось в день Пятидесятницы. Но это только обетование, само же утверждение Таинства, вероятнее всего, приходится на время сорокадневного пребывания Спасителя на земле после Воскресения. Мы не встречаем сообщений в Писании о деятельности Спасителя в это время. Однако из Деяний Апостолов мы знаем, что Господь учил их о Царстве Божием (Деян. 1, 3). Можно предположить, что слова "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 16, 19) и являются тем моментом, когда Господь установил таинство Миропомазания. Усматривая в словах Спасителя: "Кто не родится от воды и Духа" — указание на таинства Крещения и Миропомазания, можно заключить, что, согласно промыслу Спасителя, "тот и другой акт, вместе взятые, составляют условие, без которого нельзя стать христианином, нельзя участвовать в богодарованных правах и спасительных дарах". Сказанное выше позволяет утверждать, что Спаситель, установив таинство Крещения, в то же время прикровенно утверждает и таинство Миропомазания. Так как, по словам Спасителя, эти два Таинства должны составлять единое целое, собственно и дающее право быть членом Церкви Христовой. Апостол Петр, обращаясь к народу в день Пятидесятницы, говорит: "Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа" (Деян. 2, 38). Здесь святой Петр говорит о первоначальных действиях Святого Духа, указывает на два акта возрождения человеческой личности: оставление грехов (Крещение) и дар Святого Духа (Миропомазание). Святой апостол Павел в послании к Евреям учение о Крещении и возложении рук (Миропомазании) относит к начаткам учения Христова: "Оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном... Ибо невозможно однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого... опять обновлять покаянием" (Евр. 6, 1 — 6). Здесь Апостол Крещение и возложение рук (Миропомазание) относит к первоначальным священнодействиям, совершаемым над христианами, но в то же время он различает их. Следствием "Крещение он поставляет просвящение, а следствием возложения рук — вкушение дара небесного, причастие Святого Духа. И Крещение и возложение рук, по Апостолу, суть два различных действа, и в обоих он признает таинственную благодатную силу". Не уподобляются ли нынешние пятидесятники во младенческом своем неведении новообращенным первохристианам тем, что провозглашают на весь мир о крещении Духом Святым, которое будто бы по подобию первоапостольских времен совершается на их молитвенных собраниях? В Апостольской Церкви Миропомазание осуществлялось посредством руковозложения, которое могли совершать только епископы. Это подтверждает Слово Божие: самаряне "поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то и крестились и мужчины, и женщины" (Деян. 8, 12). Но диакон Филипп не мог сообщить им Духа Святого через руковозложение — Миропомазание, для этого из Иерусалима прибывают епископы Петр и Иоанн: "пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он еще не сходил на них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого" (Деян. 8, 15 - 17). То же совершено было и после Крещения Иоанновых учеников во имя Иисуса Христа: "когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый" (Деян. 19, 6). Подобная практика существовала еще во времена святого Киприана Карфагенского (IV в.), писавшего, что "молитвою и возложением на самарян рук призван был и снизошел на них Дух Святый. То же делается и теперь у нас, крещаемые в церкви представляются начальниками церкви, и нашею молитвою и возложением рук приемлют Духа Святого и запечатлеваются Господнею печатью". Таинство Миропомазания уже в Апостольский век совершалось двояким образом — через возложение рук и через помазание частей тела освященным маслом. Это подтверждают достаточно определенные свидетельства в Священном Писании. В Соборном Послании Иоанна Богослова мы читаем: "Вы имеете помазание от Святого и знаете все... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно" (1 Ин. 2, 20 — 27). О том же свидетельствует и апостол Павел в послании к Коринфянам: "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши" (2 Кор. 1, 21). При этом нужно отметить, что здесь преимущественно говорится о внутреннем действии Таинства, но Апостолы используют в данном случае выражение, заимствованное от хорошо известного в те времена действа, т.е. помазания. Последнее должно быть очевидным для нас, потому что Апостолы говорят здесь о помазании от Святого Духа как о явлении общеизвестном, не требующем пояснений. В приведенных выше цитатах из Апостольских Писаний говорится о совершении Миропомазания в Апостольские времена именно в том виде, в каком оно совершается и поныне. Если все же допустить, что помазание над верующими не совершалось и они не знали никакого вещественного знака, символизирующего для них внутреннее помазание, то как верующие могли бы истолковать приведенное нами выражение Апостола? Из Ветхого Завета следует, что помазание совершалось над царями и священниками и называлось: "миро священного помазания". Но если бы христиане не получали обряда помазания, то, читая Писание, не могли бы уразуметь апостольских слов. Между тем Апостолы говорят о помазании от Святого Духа и запечатлении как о деле обыкновенном, известном, понятном и не требующем разъяснений. "Помазание, как внутренний духовный акт, составляющий едва ли не самый трудный пункт для уяснения, мог быть понятен лишь в связи с соответствующим символическим действием". Апостол Иоанн Богослов в своем Соборном Послании считает даже излишним пояснять, что помазание учит всему. Теперь совершенно понятно, почему руковозложение было заменено на Миропомазание. Помазание елеем наилучшим образом символизировало действие на душу благодати Святого Духа, ибо издревле масло было символом исцеления. Это следует из Послания апостола Павла к Коринфянам. Христиане Коринфа были младенцами в вере, знавшими только начатки христианского учения (1 Кор. 3, 1). Вспомним, что коринфян обращал ко Христу не только апостол Павел. Им проповедовал апостол Петр, а после него и другие наставники (1 Кор. 4, 15). Вследствие этого они разделились, говоря: "Я Павлов"; "Я Аполосов"; "Я Кифин", "а Я Христов" (1 Кор. 1, 12). Возможно ли было услышать подобное от крепких в вере христиан? Конечно, нет. Не имея в своей среде опытного духовного наставника, они умудрились грешить даже против святая святых христианства — Пречистого Тела и Крови Спасителя — Святой Евхаристии (1 Кор. 11, 26 - 31). Мог ли апостол Павел в своем Послании говорить с этими "младенцами" во Христе о таком высокодуховном, отвлеченном понятии, каковым в данном случае является действие Святого Духа через внутреннее помазание? Если бы коринфяне получили дар Святого Духа через руковозложение, то мог бы апостол Павел назвать возложение рук помазанием? Апостол в своих Посланиях, не упускавший случая каждому явлению дать объяснение, вряд ли стал бы для малоискушенных коринфян заменять понятие руковозложения таким неведомым для них синонимом, как помазание. Так, если Павел напоминает им о Святой Евхаристии, то в этом они были уже наставлены самим Павлом, участвовали в ней, видимым образом принимали Ее. То же самое мы должны заключить о помазании, сокровенное действие которого совершилось над коринфянами посредством вещественного святого елея. Апостол Павел пишет младенчески мыслящим коринфянам о помазании, запечатлении Святым Духом, напоминая, по всей видимости, об акте, хорошо известном им, совершаемом над ними ранее. Спросим себя: стал бы Апостол писать этим маловерным детям о духовном помазании, коего они ни разу не принимали телесно? Ведь это могло привести к еще большим спорам и разделениям. История сектантского движения двух последних веков в России — явное тому свидетельство: молокане, духоборы, хлысты, скопцы, беседники, прыгуны, новый Израиль, монтанисты, жидовствующие и многие другие секты возникли в большинстве случаев потому, что время от времени возникало "особое" учение о помазании Святым Духом, оформлявшееся затем в очередное сектантское ответвление, которое также дробилось на множество малых сект. Уже в первом веке Христовой эры существовало две формы преподавания верующим даров Святого Духа (Миропомазание) — через возложение рук и помазание тела елеем. Апостолы, желая раскрыть христианам сокровенное действие таинства Крещения, заимствовали для этого внешнюю форму Таинства. Апостол Павел обращается к коринфянам: "Такими (грешниками. — И.Е.) были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа" (1 Кор. 6, 11). Здесь Апостол, указывая на сокрытое действие таинства Крещения, прибегает к внешней форме его совершения — омовению. Замена руковозложения на Миропомазание происходила постепенно. Упоминание об этом встречается еще в книге Апокалипсиса. Послание относится ко второй половине Апостольского века (I в.). Возможно, первоначально Апостолы сами возлагали на обращенных руки, но с массовым распространением христианства ни они сами, ни епископы не могли более везде поспевать на множество крещений. Тогда, по-видимому, и было дозволено совершать святое Таинство пресвитерам через помазание. Об этом свидетельствует книга Деяний в эпизоде о крещении самарян. Другой возможной причиной замены обрядовой формы Таинства могло послужить недоумение верующих, желавших понять, в чем отличие обряда руковозложения (через которое преподается благодать священства) от низведения даров Святого Духа, которое тоже совершается посредством возложения рук. По всей видимости, Апостолы сами устранили подобные недоразумения. Так как через руковозложение поставляли в иерархические степени диакона (Деян. 6, 6), пресвитера (Деян. 20, 28), епископа (1 Тим. 1, 6). Через возложение рук преподавали дар Святого Духа крещеным — дар печати Божией (Деян. 8, 17; 19, 6). Через это же внешнее действие врачевали болезни (Деян. 28, 8). Апостолы употребляли возложение рук и в других случаях (Деян. 13, 3). Почему именно миро было избрано для совершения Таинства? Святой Кирилл Иерусалимский на сей счет так рассуждает: "Ведать надлежит, что преобразование Миропомазания находится в Ветхом Писании. Ибо когда Божие повеление Моисей передавал своему брату и поставил его в первосвященника, то по измытии водою помазал его и сей был назван помазанником, т.е. от помазания образованного, так и Соломона, возводя на царство, архиерей помазал. Но тогда только образы были некоторым. Вам же не образно, а истинно, потому что вы от Святого Духа истинно помазаны". Сектанты на это возражают, говоря, что в писаниях Мужей апостольских не содержится упоминания о Миропомазании. Это действительно так, но лишь потому, что Апостолы рассматривали Таинство в тесной связи с Крещением и нарицали их единым именем — Крещение. При сем они различали крещение водою и крещение Духом Святым, что является в собственном смысле Миропомазанием. В писаниях Мужей апостольских и в самом деле нет ясных указаний на акт Миропомазания, но это отнюдь не говорит об отсутствии этого Таинства во втором веке по Рождеству Христову. У святых Апостолов нет упоминаний и о многом ином, что, тем не менее, было повсеместной практикой Апостольских времен. Не так ли и в наше время родители, говоря, что нужно окрестить ребенка, не упоминают при этом о Миропомазании... В III веке практика низведения даров Святого Духа через Миропомазание закрепилась окончательно, чему есть немало свидетельств Отцов Церкви. Пятидесятники утверждают, что Дух Святой может сойти на человека как через возложение рук, так и без оного, ссылаясь на день Пятидесятницы и на крещение сотника Корнилия. Но в день Пятидесятницы Дух Святой сошел только на двенадцать Апостолов (Деян. 2, 1 — 14). Очевидно, что сошествие Духа на сотника Корнилия произошло благодаря тому, что рядом были Апостолы и дабы несомнительно показать апостолу Петру, что "во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" (Деян. 10, 35). Если бы Святой Дух мог непосредственно, без возложения рук, нисходить на человека, то не было бы никакой необходимости апостолам Петру и Иоанну отправляться в далекий путь к самарянам, чтобы сообщить им благодать Духа Святого. И хотя пятидесятники не отрицают, что Дух Святой мог нисходить в Церкви и через возложение рук, но настаивают на том, что это было крещение Святым Духом со знамением иных языков. Следует, однако, помнить, что Священное Писание только однажды говорит о том, что после возложения рук на крещеных они заговорили языками (Деян. 19, 6). Православие исходит из того, что дар языков был дан Иоанновым ученикам для явления силы благодати Христовых Таинств. Зато дважды говорится в Писании о возложении рук Апостолами и получении благодати Святого Духа без упоминания о даре языков. Отсюда мы вправе заключить, что речь здесь не о крещении Святым Духом, которое непременно, по учению пятидесятников, должно сопровождаться глоссолалией, а о руковозложении (Миропомазании). В Деяниях находим описание возложения рук апостолами Петром и Иоанном на самарян, после чего на них сошел Дух Святой (Деян. 8, 17 — 18), но и при этом ничего не сказано о говорении на иных языках. Мы можем предположить, что Апостолы, обладая полнотой харизматических дарований, могли вместе с даром Святого Духа сообщать и прочие дарования. В Апостольской Церкви к этому прибегали для вящего укрепления веры новообращенных. У пятидесятников отсутствует таинство Миропомазания (возложения рук). Даже "крещение Духом Святым" у них никогда не совершается посредством руковозложения. Лишь в исключительных случаях, когда во время долгих экстатических молитв кто-то впервые начинает невнятно бормотать "языками" (тогда его держат некоторое время за голову), это и выдается за акт "крещения Духом Святым". Пятидесятники убеждены, что в руковозложении нет никакой нужды, ибо: "Дух дышит где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Ин. 3, 8). Они обвиняют православных иереев в том, что те якобы присвоили себе право распорядителей Святого Духа: одним дают, другим отказывают. Истина здесь лишь в том, что подготовленных к принятию таинства Крещения и Миропомазания пастыри Церкви допускают к принятию Святого Духа, а духовно несозревшим для этого предлагают пройти путь духовной подготовки. Отметим также, что Апостолы и в самом деле распоряжались дарами Святого Духа, на что неоднократно указывает нам Священное Писание. В книге Деяний Апостольских со всей учительской определенностью сказано, что Дух Святой подается через руковозложение. Мы видим это из уже упомянутого выше эпизода о крещении самарян: "Симон же, увидев, что через руковозложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря "дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого" (Деян. 8, 18 — 19). Апостолы отвергли прошение языческого волхва как духовно не готового к принятию Спасителя. О посредниках, совершавших Таинство нашего спасения, упоминается в Ветхом Завете. Ветхозаветная Церковь исходила из того, что хотя помазание маслом (елеем) совершают люди, но невидимо его творит Сам Бог. Пророк Самуил, помазывая на царство Саула, сказал: "Господь помазывает тебя в правители наследия Своего" (1 Цар. 10, 1). "Помазанники Божий всегда дороги очам сердца Его" (Пс. 104, 15; 1 Цар. 26, 9). Апостол Павел, рукоположивший Тимофея во епископы, советует ему возгревать дар Божий, который он получил вследствие этого (2 Тим. 1, 6). Преподав дар священства через руковозложение, святой Павел относит сие действие к Святому Духу. "Вас Дух поставил", — говорит он ефесским пастырям (Деян. 20, 28). Таким образом, Дух Святой действительно "дышит где хочет" (Ин. 3, 8), но совершается это "дыхание" не без непосредственного участия людей. Вспомним, что даже Спаситель прибегал при исцелении недужных к различным веществам, ибо этого требует человеческая двусоставная природа. Так, для таинства святого Крещения нужна вода, для Миропомазания — освященное миро. Да и сами сектанты используют в своей практике помазание больных елеем (маслом). Зададимся вопросом: зачем же они это делают, ведь, согласно их учению, все обряды Православия следует воспринимать сугубо символически? Они говорят, ссылаясь на послание Иакова (5, 14 — 15), что подобная практика была в Апостольской Церкви. Но в Апостольский век одновременно существовало и руковозложение, коим подавались дары Святого Духа. Отвергая благодатное таинство Миропомазания, сектанты лишили себя истинной духовной жизни. "Кто со Мной не собирает, тот расточает", — говорит Спаситель. Во втором послании к Коринфянам апостол Павел "помазыванием" называет такое действие, которое, как и возложение рук, подает от Святого Духа знание истины веры и научает ей". Сектанты живут вне истинной веры, ибо нет в их сердцах Учителя и Наставника — Святого Духа. Истинные христиане имеют в себе Святого Духа, в чем их несомненно утверждает таинство Миропомазания, когда священник, семикратно помазуя тело, произносит: "Печать дара Духа Святого". Символическое указание на это новозаветное Таинство мы видим в описываемом снятии проказы в одном из эпизодов Ветхого Завета (4 Цар. 5, 11 — 14). Разница лишь в том, что тогда человек мог очиститься внешне — телесно, а ныне благодатью Святого Духа мы очищаемся от внутренней проказы греха. В неведении своем пятидесятники уподобляют себя язычнику Нееману, который не поверил пророку Елисею, велевшему для очищения от проказы омыться в водах Израиля. Раздосадованный Нееман пошел прочь от пророка, говоря: "Вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу, разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских?" (4 Цар. 5, 11 — 12). Однако рабы Неемана все же уговорили его послушаться пророка. Нееман "окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело молодого ребенка, и очистился" (1 Цар. 5, 14). На все эти доводы сектанты неизменно отвечают, что под словом "помазание" следует понимать всего лишь тайное наитие Святого Духа, не сопровождающееся каким-либо внешним актом, ибо "Бог Духом Святым помазал Иисуса" (Деян. 10, 38), и Сам Спаситель говорил: "Дух Господен на Мне, ибо Он помазал Меня" (Лк. 4, 18). Под помазыванием сектанты всегда подразумевают невидимое действие Святого Духа, преводя слова из Писания: "Я умолю Отца, — говорил Спаситель, — и даст вам другого Утешителя, да прибудет с вами во век... Он с вами пребывает и в вас будет... Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил" (Ин. 14, 16 - 17, 26). Пятидесятники охотно сравнивают повествование Евангелия Иоанна Богослова, где говорится, что "с вами пребывает и в вас будет Дух Святой" (Ин. 14, 16 — 17), с его словами в Первом Послании, где сказано, что "Помазание учит вас всему" (1 Ин. 2, 27). В Евангелии читаем: "Дух истины"; в Послании: "Оно (помазание. — И.Е.) истинно". Сектанты напоминают, что не через руковозложение снискали Апостолы Духа Святого: "Пошлет Отец во имя Мое" (Ин. 14, 26), "Я пошлю вам от Отца" (Ин. 15, 26). На основании этого делают заключение: Отец Небесный посылает Духа Святого всякому верующему, просящему у Него, а акт снисхождения Святого Духа на верующего святой Иоанн Богослов и называет помазанием. Нередко даже просят указать, а где сказано, что Господь дал Апостолам повеление низводить дары Святого Духа через помазание маслом (миром). Ответом на этот вопрос будет вопрос же. Так, пятидесятники днем покоя почитают воскресенье. Но где в Писании говорится, что Спаситель отменил ветхозаветную субботу? Нет в слове Божием и прямых указаний Спасителя о совершении руковозложения, тем не менее при поставлении в пресвитеры и епископы сектанты совершают этот обряд. Подобные примеры можно продолжить. Помазание (крещение) Святым Духом человека-грешника пятидесятники едва ли не уподабливают помазанию, которое совершилось действием благодати Святого Духа над Господом нашим Исусом Христом. Богочеловек, конечно же, не требовал освящения или отпущения грехов. И помазание, совершившееся над Спасителем, никак нельзя приравнивать к действию Святого Духа на обычного человека. В сорок пятом псалме мы читаем: "Помазал тебя Боже Бог твой елеем радости" (Пс. 45, 8). Этот пророческий стих должно понимать лишь в смысле возложения через совет Святой Троицы на Вторую Ипостась Ее особых божественных чаяний, направленных на соединение с полной человеческой природой. Заявлять после этого, что любой человек до таинства Крещения может быть помазан Святым Духом есть признак духовного невежества. Можно и далее продолжить кощунственные сравнения помазания Святым Духом Господа нашего Иисуса Христа с "помазанием" (крещением) духом со знамением языков у пятидесятников. Но для автора этих строк Господь Бог и Спас наш Исус Христос Пантократор — это прежде всего Спаситель, а не "Иисус" или "дорогой Иисус", как обычно называют Богочеловека сектанты на своих собраниях. Лучше совсем не касаться этого вопроса, чтобы не заронить в сердце читателя той холодной, бездуховной пустоты, которая царит во всех деноминациях протестантизма, и пятидесятников в том числе. Расхожая ссылка пятидесятников на Апостолов и некоторых из язычников, в доме Корнилия получивших Духа Святого без руковозложения, малоубедительна, ибо даже в природе были Исключительные явления, такие, как остановка движения Солнца. То же мы можем сказать и об исключительности явления облагодетельствования отдельных лиц. Были исключения, но общий порядок при этом не нарушался. Да, Дух Святой ниспосылается Отцом, при этом не забудем, что посылается Он только тем, у кого есть истинная вера, кому вверено строительство тайн Божиих, т.е. истинным восприемникам Апостолов. Как со времен Апостолов, так и ныне святая Церковь Христова преподает входящим в нее благодать Духа Святого, что иными словами мы можем назвать крещением Духом Святым. Внутреннее действие таинства благодатного крещения Духом, являясь единовременным актом (таинство Миропомазания), продолжает действовать на человека на протяжении всего жизненного пути. Таким образом, крещение Духом Святым — это вся разумно-духовная жизнь каждого члена Церкви, борющегося с грехом и тем самым принимающего как бы огненное крещение, что, по словам апостола Павла, очищает душу от скверны, делает ее достойной Царствия Небесного. И если в Писаниях Мужей апостольских, как уже отмечалось, мы не находим ясных свидетельств о таинстве Миропомазания (на то были вполне объективные причины), то уже в III веке от Рождества Христова таких свидетельств множество. Приведем одно из них — учителя Карфагенской Церкви Тертуллиана: "По исшествии из купели мы помазываемся благословенным помазанием, по древнему чину, как обычно помазываемы были на священство елеем из рога, так помазан и Христос Духом от Бога Отца... Так и в нас помазание, хотя происходит телесно, но приносит плод духовный, подобно тому, как и в крещении совершение его бывает телесно, поелику мы освобождаемся от грехов. Затем возлагается рука, через благословение призывающая и привлекающая Святого Духа". Глава 3 Устава РКЦ ИПХ О таинстве мvропомазания 3.1. Если в крещении совершается перерождение новопросвещенного в жизнь духовную и очищение благодатию Святого Духа от греха, являясь как бы дверью в Церковь и царство благодати, то святое таинство мvропомазания есть сообщение особых даров благодати Духа Святого для укрепления и возрастания в вере и прохождения звания христианина. 3.2. Хотя мvропомазание издревле совершалось в связи с таинством крещения, тем не менее, мvропомазание есть таинство особое, отдельное от крещения. 3.3. Как и таинство крещения, мvропомазание можно совершать безсвященнословным чином по требнику, если имеется освященное епископом вещество Св. Мvра. Каждый христианин, получив на то благословение от священника или епископа, может совершать над новокрещенным таинство мvропомазания, поскольку сам, быв сподоблен его, имеет власть и другим преподать дар Святого Духа, который чрез сие таинство имеет. 3.4. Как и крещение, видимое совершение таинства мvропомазания нельзя заменить невидимым, духовным помазанием, ибо последнее, хотя имеет место в некоторых случаях, никак не связано с собственно таинством, но есть особое, исключительное промышление Божие. 3.5. Если нет в наличии освященного епископом вещества Св. Мvра, необходимого для совершения таинства мvропомазания, то помазание заменяется возложением рук, как это было в Церкви изначально: “Слышавше же иже во Иеросалиме Апостоли, яко прият Самариа слово Божие, послаша к ним Петра и Иоанна, иже сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго. Еще бо ни на единаго их бе пришел, точию крещени бяху во имя Господа Исуса. Тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго” (Деян. 8, 14-17); “Слышавше же, крестишася во имя Господа Исуса. И возложшу Павлу на ня руце, прииде Дух Святый на ня” (Деян. 19, 2-6). 3.6. Руковозложение вместо помазания мvром дозволяется лишь в самых крайних обстоятельствах, когда долговременно нет связи с истинными священниками и епископами. Руковозложение, вместо помазания мvром, безсвященнословным чином совершается как несколькими христианами (если священнодействие происходит в общине), так и одним. При возложении рук чтется молитва “Благословен еси Господи Боже Вседержителю, источниче благих...”, положенная по чину мvропомазания. 3.7. Таинство мvропомазания, совершенное по описанному чину, признается подлинным и благодатным. Если оно совершено одним возложением рук, то может быть дополнено помазанием св. Мvра от священника. 3.8. При оскудении св. мvра его можно разбавлять освященным елеем (Синтагма М. Властаря. Состава , правило 15; Потребник. Чин освящения церкви). 09.09.2007г. Составил Александр Кардамышев

Ответов - 0



полная версия страницы