Форум

Что было хорошего в СССР

Ден: Говорил на днях с несколькими пожилыми людьми, вполне успешными, ездящими на крутых тачках с шофёрами, ну и как всегда обсуждение конкретного изделия перешло в воспоминания как было раньше. И меня поразило, что дяди, возрастом за 60 лет, ныне успешные бизнесмены ностальгируют по старым временам. Сейчас есть всё, только нет радости от обладания этим всем. А тогда было всего меньше и огромную радость доставляло то, что что-то "достал". Но это частное восприятие. Спросите 10 человек старше 50 лет, когда было лучше. и 9,5 ответят что тогда. Была бесплатной медицина, образование, была у всех работа(кроме художников, писателей и прочей творческой шелупони интеллигенции получавших свободный диплом), квартплата была смешной, метро стоило 5 коп. водка--3,62, потом 5,30(при Андропове 4,70) . Зарплату платили во время и в твёрдых рублях.Цены не менялись годами и десятилетиями. Я пишу только о материальном, ведь мы живём в миру. Но и духовной пищи было полно. В Москве, так уж точно. И книги и театры и несколько десятков полупустых церквей для желающих, и две синагоги и мечеть. И Библию я купил в 84 году спокойно в Загорске. И виниловый диск у меня был "духовные песнопения русской православной церкви" Кто-то может поспорить, что тогда простому человеку жилось лучше, сытнее, вольготней, что он был более здоров, лучше питался и носил одежду их натуральных тканей, что пенсия была достойной, что квартиры давали совершенно забесплатно, что все, поголовно все учились в школах, а героин--да слово-то такое шёпотом произносили., что работы было столько, что работодатели изголялись перед рабочим, чтоб именно к себе заманить, что простой человек был более защищён чем сейчас от беспредела как чиновников так и бандитов. Кто-то не согласен с этим? негатив--в другую тему давайте.

Ответов - 69, стр: 1 2 3 4 All

Ден: Шпак пишет: в ср Азию за коврами.... от нищеты брали билет на самолёт в Ташкент за 100руб в один конец и ехали за коврами...от нищеты всё.

Felix: Вы пишите то, чего не понимаете. Пенсий для колхозников вообще не было никаких, как их не было (нет и теперь) для крестьян во всем мире. Это на самом деле совершенно естественно, поскольку пенсионное обеспечение возникло для обеспечения рабочих - людей живущих только зарплатой. Колхозники же не были пролетариями, колхозное крестьянство жило натуральным хозяйством, а поэтому имело в своем распоряжении как коллективно обрабатываемое хозяйство, так и индивидуальное приусадебное. Появились колхозные пенсии только при Хрущеве, который всерьез думал к 80 г. объявить в стране коммунизм, а поэтому собственничество даже коллективное его не устраивало, он рассматривал колхозное крестьянство как обычную наемную раб.силу, а такая логика приводила к необходимости платить пенсии. Так что это было обычное партийное доктринерство, а крестьяне тогда порой и опасались её брать, поскольку считали, что это незаработанные деньги. С другой стороны, даже такие незначительные деньги, о которых вы упомянули, были деньгами послереформенными, а тогда покупательная способность рубля была максимальной.

Ден: отношение никониан к этой теме


kiev-t: Григорий Ольховиков пишет: Дак тогда девки моложе были. Это к вопросу о ностальгии людей за 50. Господа, Почему-то это фразу уже второй раз никто не слышит: при всех плюсах, и незначительных минусах жизни при Союзе, особенно - последнего периода при Брежневе- никто не хочет понять- что биологическая составляющая вопроса- чуть ли не самая центровая. Ведь, я так понимаю- здесь вопрос о Вере, гонениях, обрядах - не затрагивается?

Felix: kiev-t пишет: Ведь, я так понимаю- здесь вопрос о Вере, гонениях, обрядах - не затрагивается? Почему так думаете? - затрагивается, только не подтверждается фактами. В тюрьмах, как известно, весьма популярна религиозная тематика татуировок, но означает ли это, что у нас теперь за исповедание христианства сажают в тюрьму? Репрессий тридцатых годов никто не отрицает, но даже тенденциозниший Солженицин указывает, что сажали тогда верующих наряду с партийной оппозицией, участниками несанкционированных творческих объединений и вообще всех, кто хоть чем-то выделялся из серой массы. А поэтому правомерен вопрос: - можно ли террор 30-х годов назвать гонением на христианство? Наверное, при сильном желании, можно, но это будет очень субъективная точка зрения, поскольку она не подтверждается ни целями гонителей, ни процентным соотношением собственно христиан на фоне массы всех политических заключенных 30-х годов...

Шпак: а повседневные товары тоже были???? одежда обувь??? предметы домашнего обихода??? что то такого в комерческих магазинах не видел

Шпак: все понимаю то что пишу... видел все своими глазами....и как жили теже бабуси и как они живут теперь...

Шпак: на поезде ездили...какие самолеты....

Никифор: Шпак пишет: а повседневные товары тоже были???? одежда обувь??? предметы домашнего обихода??? что то такого в комерческих магазинах не видел Ходили в лаптях и без трусов. лопухом прикрывались. Шпак пишет: видел все своими глазами....и как жили теже бабуси и как они живут теперь... Видать я слепой родился Шпак пишет: на поезде ездили...какие самолеты.... на ракетах летали

Dude: Шпак пишет: на поезде ездили... видать вы не были колхозником раз на поезде ездили. В рамках воссозданного крепостного права, колхозники были прикреплены к земле и в поездках не нуждались. Для последних требовался паспорт, а он находился в сейфе у председателя сельсовета. Хотя голь была на выдумки хитра и лазейки находила. Как рассказывал бывший владелец родительского дома в деревне, прапорщик близлежащей воинской части, в силу происхождения обречённый на колхозный труд, ему долго не удавалось вырваться, но помог такой манёвр: в какой-то момент он обратился в сельсовет с пожеланием быть принятым в комсомол. Инициативу с радостью одобрили, ибо местных крестьян, по его словам, загнать туда было сложно, стимулы для этого у населения отсутствовали и парт.органы постоянно проваливали соотвестввующие планы. На радостях в сельсовете ему выдали паспорт, выписали требование на ж.д. билет и отправили в горком комсомола г.Великие Луки. Получив таким образом билет и паспорт, человек проявил инициативу и метнулся в город. До горкома он правда не доехал, а воспользовался создаваемым в тот момент институтом военных прапорщиков и, благодаря выданной ему рекомендации для вступления в комсомол, был зачислен на службу прапорщиком в должности зав.складом материально-технического снабжения в воинской части ПВО Москвы, расположенной по соседству с его деревней. Его "финт ушами" произвёл на односельчан эффект разорвавшейся бомбы, но, одновременно с этим, лазейка была перекрыта - после этого случая паспорта для вступления в комсомол молодым селянам его сельсовет выдавать перестал.

Felix: М.Горький в "Жизне Клима Самгина" описывает такой эпизод: в дореволюционной деревне некий крестьянин говорит главному герою: - вас - городских надо бы в мужики отдавать года на три. При чем дело происходило отнюдь не при крепостном праве и даже не до 1905 года, а в так называемый "золотой век" (1905-1917)...

Dude: Felix пишет: в дореволюционной деревне некий крестьянин говорит главному герою: - вас - городских надо бы в мужики отдавать года на три. При чем дело происходило отнюдь не при крепостном праве и даже не до 1905 года, а в так называемый "золотой век" (1905-1917) вот и я о том же. Быстро преемственность с царским крепостничеством восстановилась. Сильно ностальгирующих городских жителей отдать бы в колхозные мужики годика на три. Или хотя бы из Москвы переселять в советский посёлок городского типа всего лишь 100 километров от Горького - довелось пожить 3 месяца: посёлок построен вокруг небольшого оборонного исследовательского центра. Жители - заложники своего положения "между городом и деревней". Раз в день привозит хлеб автолавка, для того, чтобы получать молоко, приходится регулярно сдавать кровь и получать статус донора. Мяса не бывает в принипе. Жителям соседских деревень проще - у них своя скотина, но "полу-городским" они ничего не продают, т.к. нужно самим - живут натуральным хозяйством по принципу натурального обмена. Изредка в буфете предприятия выдают "заказы", в которое входит маргариноподобное "масло бутербродное". Нас как-то им угостили, но брать было неловко. Больше всего обидно было за людей - преданных своему делу, инженеров высочайшей квалификации, испытывавших для ВМФ такие вещи, которые тогдашним "патрнёрам по НАТО" только снились. По соседству стоял остов заброшенной церкви, к нему иногда старушки приходили молиться. Я среди мусора нашёл венец от оклада спасовой иконы, привёз домой. Вкупе с оставшимся от прабабушки Новым Заветом, они долгое время были у меня единственными "предметами культа"...

Felix: Dude пишет: вот и я о том же. Быстро преемственность с царским крепостничеством восстановилась По словам академика А.М.Панченко, это было не новым крепостным правом, а возрождением института временно обязанных при земском начальстве. Это тот строй, что возник вместо барщинного управления, люди юридически как бы были свободны, но сохранялась община, а стало быть, и круговая порука, а соответственно и внешнее управление. Это положение просуществовало до столыпинской реформы общинной жизни, но ведь от неё стало ещё хуже. Деревня стала быстро расслаиваться, появились кулаки-мироеды. Мироеды, потому что кулак сам уже не занимался сельским хозяйством, а жил арендой, спекуляцией (субарендой) и эксплуататорским наймом. То, что недавно было управляемо всем миром по справедливости (по количеству работников), теперь стало предметом спекуляции кулака, т.е., образно говоря, мир (крестьянское самоуправление) поедался кулаком. Коварство Столыпина заключалось в провоцировании классовой борьбы внутри крестьянства, это делалось, что бы защитить помещиков после массовых поджогов и грабежей 1904-1905 гг. А кончилось эта затея раскулачиванием, и не стоит думать, что это коммунисты придумали, идея черного передела витала в воздухе с 1861 года, когда крестьяне получили волю почти без земли, а поэтому расправы над помещиками 1904-1905 - это самочинное восстановление справедливости и от озлобления.

Шпак: видно и так..

Никифор: Шпак пишет: видно и так.. Обрывки фраз. Несвязанные предложения, деепричастия...

Dude: Felix пишет: это было не новым крепостным правом, а возрождением института временно обязанных при земском начальстве. Это тот строй, что возник вместо барщинного управления, люди юридически как бы были свободны, но сохранялась община, а стало быть, и круговая порука, а соответственно и внешнее управление. на мой взгляд, ситуация с советским крестьянством в большей степени напоминала позднее крепостничество, хотя и содержала в себе элементы системы, описанной у Панченко. Расслоение среди крестьян произошло задолго до столыпинских реформ - у русских классиков описано немало случаев, когда крепостные-миллионщики широко использовали наёмный труд и вели торговлю в масштабах страны, но при этом, по прихоти своего барина, не могли получить личную свободу. Ключевым здесь является отношение к собственности - частной или коллективной. В рамках колхоза (в противоположность крестьянской общине) отношение к труду и отнятой земле, которую та же власть лишь недавно им отдала, было тождественным барщине, что соответствующим образом сказывалось на производительности труда и сохранности имущества. Помню регулярные обязательные двухнедельные выезды с мамой в "подшефный" совхоз её предприятия, в которые она брала меня с собой, т.к. за это ей начислялись дополнительные трудодни, за которые можно было получить на работе отгулы. Работали, по совету Горького, инженеры-оборонщики скотниками на молочной ферме. Кругом грязь, коровы недокормленные и неухоженные. Упавшие во время дойки "ёлочки" дояркам поднимать лень, поэтому зловонная жижа с пола засасывается прямо в молочный трубопровод и попадает в молоко, которое потом доставляется на молокозавод и затем городским жителям в Москву. При этом несколько коров в углу явно выделяются своей тучностью и ухоженным видом, их стойла также хорошо вычищены. Во время дойки проясняется причина - "ёлочки" на них не цепляют, а доярки сдаивают их вручную в принесённые из дома трёхлитровые банки. Это "приватизированные" коровки, молоко от которых идёт "своим". Также работают и на покосе - трактористы угрозами заставляют приписывать дополнительные ездки, приходится вести двойную бухгалтерию. После двух-трёх подобных выездов "в народ" иллюзии по поводу советского села исчезли навсегда.

Felix: Dude пишет: Расслоение среди крестьян произошло задолго до столыпинских реформ - у русских классиков описано немало случаев, когда крепостные-миллионщики широко использовали наёмный труд и вели торговлю в масштабах страны, но при этом, по прихоти своего барина, не могли получить личную свободу. Это не было расслоением общины, поскольку богатели не в результате спекулятивной аренды земли, а вне сельхох работ, где-нибудь в городе, таким образом полученное богатство не было результатом разорения остальных крестьян, и в целом община не страдала от этого.

Dude: Felix пишет: таким образом полученное богатство не было результатом разорения остальных крестьян, и в целом община не страдала от этого. Это действительно так. Богатели как в городе, так и на селе, но разумеется, не за счёт спекуляции землёй. Советский колхоз, на мой взгляд, считать крестьянской общиной в корне неправильно по уже упомянутой мной причине отношения к собственности. Для колхозников это была барщина, процветало воровство и вредительское отношение к имуществу. Те, кто не спился, трудились по-настощему лишь на своём приусадебном хозяйстве, которое представляло разительный контраст по сравнению с хозяйством колхозным, откуда просто воровали корма для скотины и др. полезное в хозяйстве. Вместо общины появился барин в лице председателя колхоза, назначаемый по рекомендации соотв. партийного органа.

Felix: Dude пишет: Советский колхоз, на мой взгляд, считать крестьянской общиной в корне неправильно. ... Вместо общины появился барин в лице председателя колхоза, назначаемый по рекомендации соотв. партийного органа. Так в послереформенную пору все так и было, земский начальник назначался сверху и контролировал мир. В колхозах также собирались сходы (собрания), которые контролировал назначенный сверху председатель. Dude пишет: ...процветало воровство и вредительское отношение к имуществу. Так было и до революции, и дело тут вовсе не не в барщине, а в системе мирского землеоборота. К земле отношение действительно было потребительское и тогда, ведь каждые 10-12 лет деревенский мир устраивал земельный передел, а поэтому не было смысла беречь землю в экологическом смысле. Отголоски той потребительской психологии мы видим сегодня в наших городах. Ведь потомки тех крестьян, приехав в город, также относятся к общему достоянию. Посмотрите что у нас с лифтами в Москве, это ведь не чужой дядя их так уродует, а отпрыкси вчерашних крестьян...

Dude: Felix пишет: В колхозах также собирались сходы (собрания), которые контролировал назначенный сверху председатель. Председатель колхоза выступал, скорее, в качестве приказчика, отстаивавшего интересы барина (государства) по отношению к крепостным (колхозникам), фактически не имевшим права на перемещение внутри страны и переход в соседний колхоз. Felix пишет: не было смысла беречь землю в экологическом смысле. В советский период её не просто в экологическом плане не берегли, а тунеядствовали и воровали на корню всё, что попадалось под руку, гноили и имущество и скот. Полноценно же работали ли у себя на личном участке. В общинной системе смысла в воровстве было значительно меньше. У кого воровать – у себя? Глупо. У соседей? Можно получить травмы, не совместимые с жизнью. Подведя итого, можно сказать, что мы сейчас обсуждаем на кого больше похож от рождения дебильный уродец – на маму или на папу. Можно, конечно, переменить слагаемые. Вот только станет ли младенец краше? Felix пишет: Ведь потомки тех крестьян, приехав в город, также относятся к общему достоянию. Посмотрите что у нас с лифтами в Москве, это ведь не чужой дядя их так уродует, а отпрыкси вчерашних крестьян... Это действительно патовая ситуация, в подъезд невозможно зайти - у нас в лифте богоносцы отодрали со стены пластиковую облицовку вместе с прикреплённым к ней зеркалом и тут же испражнились. Видимо, чтобы быть ближе к земле...



полная версия страницы