Форум

Руны на могилах православных христиан?

Сергей К: На севере России большинство православных осьмиконечных могильных крестов увенчаны своеобразной "крышей" - двумя наклонными, сходящимися в вершине перекладинами. В простонародье эту конструкцию называют "голубец". Недавно услышал одну интересную версию об историчеких корнях происхождения этой конструкции. Якобы, таким образом наши, принявшие христианство, древние предки адаптировали языческую атрибутику к христианской вере: соеденив руну "тейваз" ( в форме стрелы направленной вверх) с православным крестом. В литературе об этой руне нашёл следующее: " Руна "Тейваз" ( известна также под названием "боевой" - символ языческого бога войны Тора. Символизировала военное руководство. На могилах эсэсовцев эту руну часто изображали вместо христианского креста...."Вполне могу допустить обоснованность этой версии. Ведь на этапе становления христианства многие языческие праздники были адаптированы к христианским. Хотелось бы услышать аргументированные точки зрения относительно происхождения такой констукции православных могильных крестов.

Ответов - 31, стр: 1 2 All

Е.А. Иванов: evgeniy пишет: Один из таких "вещунов" - Владимир Старовер - потомственный старообрядец - безпоповец, говорит, что его предки, будучи старообрядцами одновременно являлись и язычниками, но от всех в этом шифровались. В своей деятельности он пользуется рунами Одина, и как их использовать - его обучал его дед (хотя это похоже на классическую байку) Руны не иероглифы, ими обычный текст записать можно. Т.е. если бы это было правдой у него были бы старинные рунические записи. Так, что скорее всего байка

Сергей К: evgeniy пишет: Один из таких "вещунов" - Владимир Старовер - потомственный старообрядец - безпоповец, говорит, что его предки, будучи старообрядцами одновременно являлись и язычниками, но от всех в этом шифровались. В своей деятельности он пользуется рунами Одина, и как их использовать - его обучал его дед (хотя это похоже на классическую байку) Скорее всего это было не соблюдение языческих обычаев в чистом виде, а их адаптация к традициям христианским, как и адаптация языческих праздников, например, "Купала" ( "Лиго"- в Латвии) и многих других к датам, чтимых православными христианами. Точно так же как и руну "тейваз" адаптировали к осьмиконечному кресту на могилах

Георгий Н.: Е.А. Иванов пишет: У этих версий общий элемент - крыша дома. Есть ещё и 4-ая: домик, где живет душа умершего. Сродни избушки Бабы-Яги. Тогда здесь адоптация язчества, только не нормандского. Сергей К пишет: Цепь моих рассуждений сводится примерно к следующему: 1. В дохристианской нордической традиции руна "тейваз" использовалась в качестве надгробного знака; 2. Тесное общение народов, проживающих на севере современной России с северными европейскими народами в дохристианский период привело к заимствованию рунических трациций погребения и использованию рун в качестве надгробных знаков ( в Поморье, например, - приспособленных под бытовые традиции: рыболовные снасти на могилах рыбаков поморцев) ; 3. С принятием христианства эти древние, приспособленные к быту традиции, северными народами России не были забыты, а трансформировались в конструкцию " треугольного ската" покрывающего православный крест. При этом во избежание обвинений в язычестве, использовались и получили распространение объяснения конструкции могильного креста как то: а) рыбацкие традиции; б) крыша от атмосферных осадков деревянной конструкции креста; в) защита усопшего от огненного дождя в Судный День. Е.А. Иванов пишет: Общее у всех видов голбцов - модель дома. Т.е. крыша придает статус часовенки. Мне кажется, истинное соотношение формы голбца и рунического знака может быть найдено не столько на путях «заимствования» одной культурой элементов другой культуры, сколько проникновением в основания всякой культуры, к инвариантам человеческого сознания и человеческой природы. То, о чем речь - варианты символики «дома». Только это не «домик для души умершего», перекочевавший из «суеверного язычества» в христианство и давший повод говорить о «двоеверии» желающим так говорить. Это – символ глубокий и сложный, требующий для своего истолкования, как и для истолкования практически любого древнейшего символа, немалых способностей к абстрактному мышлению. Архаическое жилище встречается и в качестве наскальных пещерных изображений, датируемых эпохой палеолита. Хижина, палатка, шалаш, юрта, изба – у всех этих типов, как правило, единая схема: очаг или центральный столп, свод или конус крыши, сориентированные определенным образом (чаще – крестом, по четырем сторонам света) стены. Можно вспомнить и о курганных захоронениях, в которых часто находили модели дома-хижины-избы-палатки. Домик в могиле – «модель мира». Этим всегда предполагается, что человек несет некую Тайну, причастен некой Тайне, с которой соотнесен весь мир как целое. Центральный столп-опора в хижине (или мысленная ось очага и отверстие в кровле, дымоход) и конус (или полусфера) кровли выражают глубокую истину о мироздании: всё сущее пронизано присутствием Первоначала, Логоса, всё находится под Кровом Промысла, всему Центр и Ось – творческое и животворящее Слово. Другой образ мира, животворимого Божественным Первоначалом – «древо». Если «очаг» в избе стал печью, и центральный столп – столпом печным и каменным, то изба всё равно – деревянная, она – «древо». А в архаической хижине центральный шест всегда был вытесан из одного ствола дерева, часто корнями вверх. Это находит интерпретацию и в развитых системах метафизики: «Вечный Ашваттха, чьи корни вверху и чьи ветви растут вниз, он – чистый, он Брахман, он то, что мы называем Не-смерть. Все миры покоятся в нем» (Катха-Упанишада 6,1). Перевернутое древо – образ бытия, развертывающегося из Небесного Истока. Руну «тейваз» связывают с Тором. А Тор в древности обладал более широкими функциями в контексте мифа, так что можно говорить об укорененности образа Тора в идее «бога неба», т.е. верховного божества пантеона. Как правило, культ «бога неба», а затем «громовника», связан с деревом (молния и дуб, одинокое дерево на холме – «ось мира», и т.д.). Нетрудно увидеть в форме руны «тейваз» не только стрелу, но и очертание «мирового древа». Завершит наши рассуждения истина о том, что во Христе всё обрело и Древо жизни, и Небесный Источник бытия и пакибытия, и истинный Дом, Дом Отца. Это и Дом мертвых, Дом, в Котором они живы (ср. Лк.20,38).


Сергей К: Спаси Христос за обстоятельный и аргументированный ответ. Георгий Н. пишет: Другой образ мира, животворимого Божественным Первоначалом – «древо». Если «очаг» в избе стал печью, и центральный столп – столпом печным и каменным, то изба всё равно – деревянная, она – «древо». А в архаической хижине центральный шест всегда был вытесан из одного ствола дерева, часто корнями вверх. Это находит интерпретацию и в развитых системах метафизики: «Вечный Ашваттха, чьи корни вверху и чьи ветви растут вниз, он – чистый, он Брахман, он то, что мы называем Не-смерть. Все миры покоятся в нем» (Катха-Упанишада 6,1). Перевернутое древо – образ бытия, развертывающегося из Небесного Истока. Добавлю, что руна "альгиз" ( в форме перевёрнутого дерева), символизировавшую жизнь, использовалась в документах СС для обозначения даты рождения, что подтверждает взаимосвязь древних традиций со скандинавскими традициями и рунической символикой. К сожалению, активное использование 14-ти основных рун организацией СС во многом скомпрометировало этот древний символизм, не имеющий ничего общего с организацией Генриха Гимлера и её идеологией. А последующие решения, Нюрнбергского процесса, вкупе с объявлением организации СС преступной, заодно наложили запрет на исследование упоминаемой древней символики ( свастика, руны "зиг", "волчий крюк", "тейваз" и пр.).

А.Гоголев: Георгий Н. пишет: Мне кажется, истинное соотношение формы голбца и рунического знака может быть найдено не столько на путях «заимствования» одной культурой элементов другой культуры, сколько проникновением в основания всякой культуры, к инвариантам человеческого сознания и человеческой природы. Ох, какие вы все раскладки даете, мудреные, по обсуждаемой теме. И все эти повествования извлечены, не иначе как, из генетической памяти. Да уж, закручено сильно. Чуден мир языческий, а какие умельцы? Это же надо, из пальца, целую историю высосать.

Сергей К: А.Гоголев пишет: Ох, какие вы все раскладки даете, мудреные, по обсуждаемой теме. И все эти повествования извлечены, не иначе как, из генетической памяти. Да уж, закручено сильно. Чуден мир языческий, а какие умельцы? Это же надо, из пальца, целую историю высосать. А у Вас есть личная точка зрения по теме? Или просто, в силу привычки костерить всех и вся, Вам удобнее навесить яллык? Я Вас знаю, как собеседника способного к аргументации своих доводов. Желаю Вам не опускаться до перехода на личности и не ронять себя перед другими с использованием флуда.

А.Гоголев: Сергей К пишет: А у Вас есть личная точка зрения по части затронутой темы? Я предполагаю, что «голубок» устанавливаемый на «конструкциях» разных видов, в смысловом плане, явление не однозначное. Возможно, в некоторых случаях, определенное заимствование данного элемента, без идейной значимости. Весьма уверен, что материалы по данной теме имеются весьма обширные, но этим делом надо серьезно заниматься. Кроме всех известных первоисточников, необходимо исследовать описания и рисунки деревянных примитивов, которые изготовляли крестьяне в различных губерниях царской России, да и некоторое время после революции. Данную тему хорошо раскрыли первые советские краеведы.

Сергей К: Да, действительно, тема весьма обширная и однозначных ответов на вопрос о происхождении "голбка" на православных крестах, скорее всего, не существует. Пока что всё на уровне версий. Я пытался искать в Интернете, но увы.... Либо нацистские сайты, либо сайты о гадании на рунах. Если случаем встретите в сети что-либо достойное серьёзного внимания ( особенно - по исследованиям северных областей в 20-30 годы 20 столетия), буду премного благодарен. Спаси Христос за ответ и подсказку.

Георгий Н.: А.Гоголев пишет: Весьма уверен, что материалы по данной теме имеются весьма обширные, но этим делом надо серьезно заниматься. Кроме всех известных первоисточников, необходимо исследовать описания и рисунки деревянных примитивов, которые изготовляли крестьяне в различных губерниях царской России, да и некоторое время после революции. Сергей К пишет: Если случаем встретите в сети что-либо достойное серьёзного внимания ( особенно - по исследованиям северных областей в 20-30 годы 20 столетия), буду премного благодарен. Попытайтесь по поисковику найти электронную версию (если таковая существует) статьи Н.Н. Фризина "Деревянные надгробия русского Севера: некоторые варианты развития пространственной структуры". Статья была помещена в "Ставрографический Сборник", том 1, (М.: Древлехранилище, 2001).

Сергей К: Спаси Христос! Действительно, видимо исследования Фризина основательные. Но "Ставрографический сборник" в Интеренете не публиковался. Есть только ссылки на издательство РПЦ, которое его выпустило и соответствующее упоминание в каталогах издательств. Из открытых для просмотра источников информации нашёл только это: http://www.rus-archaika.ru/expeditions/pinega.html Буду искать книгу.

Хрусталёв: Особо "пондравилось" вот это: «крестьянский дом в прототипе представлял собой одновременно и своеобразный домашний храм …с главным ритуальным объектом – центральным столбом …, который являлся воплощением языческого божества.»



полная версия страницы