Форум

Руны на могилах православных христиан?

Сергей К: На севере России большинство православных осьмиконечных могильных крестов увенчаны своеобразной "крышей" - двумя наклонными, сходящимися в вершине перекладинами. В простонародье эту конструкцию называют "голубец". Недавно услышал одну интересную версию об историчеких корнях происхождения этой конструкции. Якобы, таким образом наши, принявшие христианство, древние предки адаптировали языческую атрибутику к христианской вере: соеденив руну "тейваз" ( в форме стрелы направленной вверх) с православным крестом. В литературе об этой руне нашёл следующее: " Руна "Тейваз" ( известна также под названием "боевой" - символ языческого бога войны Тора. Символизировала военное руководство. На могилах эсэсовцев эту руну часто изображали вместо христианского креста...."Вполне могу допустить обоснованность этой версии. Ведь на этапе становления христианства многие языческие праздники были адаптированы к христианским. Хотелось бы услышать аргументированные точки зрения относительно происхождения такой констукции православных могильных крестов.

Ответов - 31, стр: 1 2 All

ИВС: Крыша у деревянных крестов имеет чисто практическое значение - защита от гниения вследствие проникания влаги вследствие дождя в места, где она может застаиваться.

Сергей К: ИВС пишет: Крыша у деревянных крестов имеет чисто практическое значение - защита от гниения вследствие проникания влаги вследствие дождя в места, где она может застаиваться. Это было бы самое простое объяснение. Я тоже так думал. Но вчера, будучи на старообрядческом кладбище ( Украина), обратил внимание на полное отсутствие таких "крыш", хотя на Украине дождей и непогоды не намного меньше, чем в России. Кроме того среднесуточная температура и влажность намного больше, чем в северных районах, вследствие чего гниение дерева происходит интенсивнее. Но "крыш" над крестами почему-то нет. Видимо, эта традиция больше характерна для севера России, где раннее христианство заимствовало рунические традиции северных народов?

Ижица: Варяги приняли христианство раньше славян, известно, что мирный договор с Византией 862 года скрепляли клятвами. Так вот, со стороны варягов кто-то клялся оружием, а были и христиане. Руническая письменность встречалась как раз у варягов, а в Новгороде находили рунические бересты.


Е.А. Иванов: Думаю, руны, вообще, не причем. Скандинавы - лругой народ. Тот факт, что князья дружили ещё не означает родственность народов. В "Повести временных лет" славяне и русь - разные народы. Единственная реальная зацепка, что славяне использовали руны, упоминание черноризца Харба. И то весьма туманное "черты и резы". Это могли быть руны, а могли просто отметины, а-ля Робинзон Крузо. Голбцы известны не только на русском севере. Недавно видел книжку по народной архитектуре Словении. Голбцы у них были. Были голбцы и у поляков. Общее у всех видов голбцов - модель дома. Т.е. крыша придает статус часовенки.

Ижица: Е.А. Иванов пишет: Общее у всех видов голбцов - модель дома. Т.е. крыша придает статус часовенки. Дом - это символ рода, символическое его изображение является одним из языческих оберегов. После крещения Руси низовая культура долго оставалась языческой по существу, а христианство было что-то в роде идеологии "партии-и-правительства". Если обратится даже к дореволюциолнным авторам, то это признавалось под стыдливым термином "двоеверие". Я до думаю, что на самом деле никакого двоеверия не существовало, было обычное язычество, которое в принципе индифферентно по отношению к другим культам и поэтому безразлично к христианству в частности.

Сергей К: ЕЩЁ ОДНО НАЙДЕННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ. ТОЖЕ ОТНОСИТСЯ К СЕВЕРНОЙ ТРАДИЦИИ: По материалам книги Т. И. Дроновой «Историческая память устьцилемов». Скрытные скитальцы Велика наша республика, и потаенных уголков на ее территории больше, чем освоенных и обжитых земель. В тайге, по берегам многочисленных рек спрятаны маленькие поселения, которые не указаны ни на одной карте. До недавнего времени об их существовании даже ученым-краеведам было известно понаслышке: нет в тех местах ни дорог, ни транспорта, ни связи. Знали лишь, что живут в тех местах люди дикие и таинственные, скрывая свои древние обычаи от чужих глаз. Четыре века назад пришли на реку Илыч (Троицко-Печорский район) люди, чтобы скрыться в тайге от гонителей. И только в начале нынешнего, двадцать первого века, были найдены «скиты скрытников» — полуразвалившиеся избы, в которых жили, молились и хранили свои таинственные обычаи русские староверы. Старообрядцы жили на Илыче издавна. Судя по литературе и документам, появились они здесь в XVII веке — пришли с верх-ней Печоры. Постепенно осваивали здешние глухие пространства, продвигаясь вверх по реке. При советской власти ушли еще дальше, в самые верховья Илыча (Нерыс луг, Зеленый луг, Вачжига, Кожим). Здесь образовались небольшие деревеньки, где старообрядцы вели хозяйство, молились. Жизнь скитальцев была очень тяжелой. Они не признавали достижений цивилизации, хозяйство вели по старинке: вся утварь в избах была из дерева, печи топили по-черному (дым выходил в специально прорубленное в стене окно). Только кресты да оклады икон — символ веры и смысл жизни — были золотыми. С приходом советской власти на илыч-ские скиты обрушилась беда: на непокорных староверов была объявлена охота. Члены чрезвычайных комиссий «с подсказки» местных жителей находили поселения, отнимали у скрытников все ценное, а тех, кто оказывал сопротивление, арестовывали и расстреливали. Вот какую историю рассказали краеведам жители деревни Аньюдин: «Жил у нас Попов Алексей Александрович, его в деревне звали Сандра Оль. Хороший он был охотник, и угодья его были большие. Но его староверка-мать жить „в миру“ не хотела и пошла в лес умирать. Сандра Оль срубил ей избушку, и жила она там одна. Но сосед по фамилии Бурмантов, желая воспользоваться угодьями Сандра Оля, навел на него чекистов, как на старовера, врага народа, у которого мать в скрытницах числится. Сандра Оля арестовали, но через месяц отпустили, и он вернулся из троицко-печорской тюрьмы домой. Он перевел мать в более безопасное место, подальше от глаз людских… Четыре избушки-скита построил Сандра Оль для своей матери. Время от времени переводил он в них свою старуху мать, пока ты не умерла». Умерших илычские староверы хоронили по-особому: рядом с домом, а над телами сооружали домовину из бревен. В ногах могилы ставили восьмиконечный крест с треугольным скатом на вершине. Объяснялся этот обряд так: домовина и треугольный скат должны спасти умершего от огненного дождя, который накроет землю в Судный день. Ни храмов, ни часовень у илычских скрытников не было. Только в деревне Аньюдин «на берегу стоял очень высокий крепкий дом — там молились староверы, и был у них начетчик (тот, кто читает молитвы — ред.), но потом и он ушел» (по воспоминаниям жителей деревни). О православных церквях рассказывали, что на берегу Илыча в д. Еремеево стояли специальные столбы. Иногда по праздникам в деревню приходил из Усть-Илыча священник, тогда натягивали шатер и в такой импровизированной церкви совершались молебны. А чаще священник ходил по домам и там совершал богослужения. Эти сведения передали юным краеведам из сыктывкарской школы № 37 местные жители. Несколько раз снаряжали ребята экспедицию на лесные кордоны близ Илыча, надеясь встретить живых скрытников. Но все найденные жилища староверов оказались заброшенными, и ничего, кроме забытой в спешке посуды, историки не нашли. И только однажды, выйдя из леса к реке, они увидели, как на старом плоту, собрав нехитрый багаж, отправляется в новые скитания семья старообрядцев из деревни Антон. Хмурые, молчаливые люди, словно испугавшись за свою тайну, увозили ее по волнам Илыча подальше от чужих глаз. Екатерина КАТАНОВА

Е.А. Иванов: Сергей К пишет: Объяснялся этот обряд так: домовина и треугольный скат должны спасти умершего от огненного дождя, который накроет землю в Судный день. Интересно. А при чем здесь руны?

Сергей К: Е.А. Иванов пишет: Интересно. А при чем здесь руны? Я просто процитировал ещё одну из версий такой конструкции православного надмогильного креста. Нашёл её в Интернете: https://forums.nordrus.org/showthread.php?t=1357 Обратите внимание, что это тоже может относиться к нордической дохристианской традиции распространённой в Поморье ( версия о рунической основе конструкции надмогильного креста у народов, проживающих на Севере, скорее дополняет предание, чем опровергает его) Итого у нас сейчас есть 3 версии (кратко): - адаптация христианством рунической традиции народов северной Европы и северной России; - защита от огненного дождя, который накроет землю в Судный день; - крыша и защита конструкции деревянного креста от непогоды.

Е.А. Иванов: Сергей К пишет: - защита от огненного дождя, который накроет землю в Судный день; - крыша и защита конструкции деревянного креста от непогоды. У этих версий общий элемент - крыша дома. Есть ещё и 4-ая: домик, где живет душа умершего. Сродни избушки Бабы-Яги. Тогда здесь адоптация язчества, только не нормандского.

Сергей К: Е.А. Иванов пишет: домик, где живет душа умершего. Сродни избушки Бабы-Яги. Тогда здесь адоптация язчества, только не нормандского. Странно. Я ожидал аргументированного участия в дискуссии, а не этого...

Е.А. Иванов: Сергей К пишет: Странно. Я ожидал аргументированного участия в дискуссии, а не этого... http://www.blogbuster.ru/2006/01/27/genezis-izbushki-na-kurih-nozhkah/ И классический голбец, как раз избушка на "курьих ножках"

Е.А. Иванов: http://pomorland.narod.ru/img/0019.jpg

Е.А. Иванов: http://qwercus.narod.ru/alymov_1929.htm Версия про орудия рыболовства. Только такие же в Костромской области и на Вологодчине были.

Сергей К: Спасибо. Прочитал по указанным Вами ссылкам с большим интересом. Действительно, у поморцев имеет место такая древняя традиция. Но могла ли она на протяжении нескольких дохристианских столетий постепенно, на бытовом уровне, трансформирована из рунической - в сказание о Бабе-Яге ( символ потустороннего мира) и в рыболовное приспособление, устанавливаемое на могилах поморцев, а уж потом и в православный крест совмещённый с руной "тейваз"? Ведь история и археология знает немало свидетельств таких трансформаций.

Е.А. Иванов: Сергей К пишет: Спасибо. Прочитал по указанным Вами ссылкам с большим интересом. Действительно, у поморцев имеет место такая древняя традиция. Но могла ли она на протяжении нескольких дохристианских столетий постепенно, на бытовом уровне, трансформирована из рунической - в сказание о Бабе-Яге ( символ потустороннего мира) и в рыболовное приспособление, устанавливаемое на могилах поморцев, а уж потом и в православный крест совмещённый с руной "тейваз"? Ведь история и археология знает немало свидетельств таких трансформаций. Теоретически, да. Однако, чтобы руны трансформировались в Крест, руны дожны были использоваться повсеместно или фома Креста быть заимствованной уже в готовом виде. Я не встречал серьезных трудов об использовании славянами рун.

Сергей К: Е.А. Иванов пишет: Я не встречал серьезных трудов об использовании славянами рун. Я вот тоже не встречал. Мои попытки поиска в Интернете приводили к тому, что я попадал либо на шарлатанские сайты гадателей и вещунов, либо на нацисткие сайты. Серьёзной информации, которая бы позволила пролить свет на этот вопрос крайне мало и, в основном, перепечатки и откровенный плагиат. Цепь моих рассуждений сводится примерно к следующему: 1. В дохристианской нордической традиции руна "тейваз" использовалась в качестве надгробного знака; 2. Тесное общение народов, проживающих на севере современной России с северными европейскими народами в дохристианский период привело к заимствованию рунических трациций погребения и использованию рун в качестве надгробных знаков ( в Поморье, например, - приспособленных под бытовые традиции: рыболовные снасти на могилах рыбаков поморцев) ; 3. С принятием христианства эти древние, приспособленные к быту традиции, северными народами России не были забыты, а трансформировались в конструкцию " треугольного ската" покрывающего православный крест. При этом во избежание обвинений в язычестве, использовались и получили распространение объяснения конструкции могильного креста как то: а) рыбацкие традиции; б) крыша от атмосферных осадков деревянной конструкции креста; в) защита усопшего от огненного дождя в Судный День. Возможно есть и другие варианты. Хотелось бы услышать от сведущих форумчан.

Nikodim: ИВС пишет: Крыша у деревянных крестов имеет чисто практическое значение - защита от гниения вследствие проникания влаги вследствие дождя Не хочу уводить тему дискуссии в сторону, но, дабы не открывать новой темы, хочу спросить: какая крыша и какие "голубцы" могут защитить кресты и могилы старовров от того, что творится вот тут: http://www.samstar.ucoz.ru/news/2009-04-17-1911 и тут: http://samstar-arhiv.ucoz.ru/news/2009-04-17-250

Сергей К: Да.... Это ужас! Тут впору открыть новую тему, добавив в её название всего лишь одну букву "РуИны на могилах православных христиан"

Сергей К: Вот ещё одно фото. Ну чем не руна "тейваз" с вмонтированным осьмиконечным крестом: Тоня Точильная (Точильный ручей) Терского района Мурманской области. Источник Безымянного инока Терского. 14 августа 2008 года http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=12712 Кстати, В.А. Иванов верно указал название этой конструкции "ГОЛБЕЦ", а не "голубец"( как это звучит в простонародье. В Интернет - поисковиках, набрав слово "голбец" можно найти ещё десятки фотографий подобных конструкций надмогильных памятников. И что интересно - преимущественно на российском севере, где ло сих пор ощущается влияние скандинавской культуры.

evgeniy: Сергей К пишет: Е.А. Иванов пишет: цитата: Я не встречал серьезных трудов об использовании славянами рун. Я вот тоже не встречал. Мои попытки поиска в Интернете приводили к тому, что я попадал либо на шарлатанские сайты гадателей и вещунов Один из таких "вещунов" - Владимир Старовер - потомственный старообрядец - безпоповец, говорит, что его предки, будучи старообрядцами одновременно являлись и язычниками, но от всех в этом шифровались. В своей деятельности он пользуется рунами Одина, и как их использовать - его обучал его дед (хотя это похоже на классическую байку)



полная версия страницы