Форум

Трогательное обаяние никонианства

Felix: Никонианство – это моя неотступная тема, которой ищу выражения, символа. И вот сегодня на Арт-Манеже 2006 увидел идеальный образ никонианства. Посмотрите, согласитесь ли вы со мной? Тут открытие в том, что никонианство может быть красиво. Наивность и вычурность соединены в единый образ, что соответствует эпохе барокко, когда никонианство и появилось. Это хорошее никонианство, мы могли бы не воевать с ним, если бы оно не пыталось занять не своё место…

Ответов - 69, стр: 1 2 3 4 All

Анатоличъ: Dude пишет: Распутин был лицом никонианства, так сказать, визитной его карточкой. В его, как и С.Саровского, лице оно (никонианство) обрело видимое, вещественное выражение новой духовности, утерянной после раскола и обретённой благодаря хлыстовству и мистицизму Это Вы подгоняете никониянство под свою мифологию, которая не лишена рационального зерна, тем не менее, остается мифологией. Если бы все никониянство было таким, как Вы представляете, то обличать оное было бы куда легче!

миня: Анатоличъ пишет: Если бы все никониянство было таким, как Вы представляете, то обличать оное было бы куда легче В том то и дело, Распутин сам обличал никонианство, и навлек на себя "праведный гнев" иерархов, которые через полгода после его убийства масонами-агентами запада, торжественно встретили отречение Николая2.

Анатоличъ: миня пишет: В том то и дело, Распутин сам обличал никонианство Интересная версия! Дуде и Феликс, это ваш профиль, думаю, тут стоит порыться поработать!


Felix: Ничего в этом удивительного нет, официоз косен, он руководствуются интригами и сиюминутными земными интересами, а адепты свободны и пребывают в мире духа. И Серафим Саровский, и Тереза Авильская были гонимы своими церковными официозами, но это не помешало им стать символами современного католичества и никонианства, я не вижу тут какого-то противоречия или загадки. Анатоличъ пишет: Это Вы подгоняете никониянство под свою мифологию Эту "мифологию", как вы изволили выразиться, придумали не мы, она плод многолетних наблюдений Мельникова-Печерского и других менее известных сотрудников духовно-сыскных органов синодального ведомства бывшей Российской империи.

Dude: миня пишет: В том то и дело, Распутин сам обличал никонианство а как и какое никонианство он обличал? Если он его обличал, то сам, соответственно, он был его чужд. Кем он тогда был?

Dude: Анатоличъ пишет: Если бы все никониянство было таким, как Вы представляете, то обличать оное было бы куда легче! А какое оно?

Анатоличъ: Felix пишет: Эту "мифологию", как вы изволили выразиться придумали не мы, она плод многолетних наблюдений Мельникова-Печерского и других менее известных сотрудников духовно-сыскных органов синодального ведомства бывшей Российской империи А где бы у М.-П. об этом можно почитать? Dude пишет: А какое оно? Эклектично-хаотическое.

миня: Dude пишет: Кем он тогда был? Я читал О. Платонова, мне показалось его историческое расследование убедительным. То, что Распутин не принимал структурное никонианство, видно также из позиции относительно него в РПЦ. Этот человек - тип крестьянского богообщения, молитвенник - беспоповец, официально не отделяющийся от РПЦ, не обремененный проблемами исторического развития или умалчиающий о них. Ну и смелый, так как отметал все угрозы и давление со стороны окружения царя.

Felix: Анатоличъ пишет: А где бы у М.-П. об этом можно почитать? У Мельникова Печерского в "Записках о расколе", "Белых голубях", и т.п. Анатоличъ пишет: Эклектично-хаотическое. Это вы о нём говорите суммарно, но у него есть своя структура. Это как у дерева годичные кольца. В основе этого явления лежит отрицание православия, сейчас это глубоко, но в документах 17 - 18 веков это можно проследить. Позже, когда появились поколения несвязанные с историческим православием, у никониан начался собственный духовный поиск, как у католиков в эпоху контрреформации. Серафим Саровский, а позже Иоанн Кронштадский и Григорий Распутин означили результаты этого поиска, о котором вы говорите, что это мы его придумали.

Анатоличъ: Felix пишет: "Записках о расколе" Нет, "Записки о расколе", кажется, принадлежат какому-то другому автору! :-)) Felix пишет: В основе этого явления лежит отрицание православия, сейчас это глубоко, но в документах 17 - 18 веков это можно проследить. Согласен, но можно ли из отрицания предания выводить хлыстовщину как следствие? Я не отрицаю того, что в никониянстве наличествуют элементы хлыстовства (также как, к примеру, и католицизма), однако ваша с Александром мифология базируется не на выдумке, но на гипертрофировании этой стороны.

Felix: Анатоличъ пишет: Нет, "Записки о расколе", кажется, принадлежат какому-то другому автору! :-)) Нет, П.И.Мельникову (Печерскому), я только неточно название привёл, правильно она называется "Письма о расколе". Анатоличъ пишет: Согласен, но можно ли из отрицания предания выводить хлыстовщину как следствие? Она не буквально следствие, но результат развития. Прежде было отрицание, а в следующей фазе (фазе утверждения) на место православного богообщения, от которого отказались, пришла новая духовность. Это потребовало поиска и усвоения нового духовного опыта. Такие люди как С.Саровский, П.Величковский, Ф.Амфитеатров, "оптинские старцы", С.Нилус, И.Кронштадский и Г.Распутин (Новых), Николай и Александра Романовы и др. обеспечили её усвоение.

Анатоличъ: Felix пишет: Нет, П.И.Мельникову (Печерскому), я только не точно название привёл, правильно она называется "Письма о расколе" Я думал у Вас есть чувство юмора. Простите. Felix пишет: Прежде было отрицание, а в следующей фазе (фазе утверждения) на место православного богообщения, от которого отказались, пришла новая духовность Здесь же налицо натяжка: у всех, кого Вы перечислили имеются элементы хлыстовства, но не более. Тем паче, нельзя утверждать, что именно эти элементы стали сутью современного "никониянства". Они не суть, но именно элементы эклектично-хаотической замкнутой системы.

Felix: Но это спор о качестве в духе - стакан наполовину пуст или наполовину полон... Духовная практика никонианства не просто имеет набор элементов из хлыстовских практик, но конвенциально на них опирается, вспомните такой фундаментальный манифест никонианского исповедания как "Рассказ преподобного С.С. о цели христианской жизни". Здесь целеполагание, а не элементы чего-то чуждого. Понимаете, это вам из воображаемых православных позиций видится, что это по отношению к рассматриваемому целому является лишь элементами, а вот если вы посмотрите на тот же объект с учетом опыта западного христианства, то всё гармонично уложится в культурный набор барокко.

Анатоличъ: Felix пишет: Но это спор о качестве в духе - стакан наполовину пуст или наполовину полон... Духовная практика никонианства не просто имеет набор элементов из хлыстовских практик, но конвенциально на них опирается, вспомните такой фундаментальный манифест никонианского исповедания как "Рассказ преподобного С.С. о цели христианской жизни". Здесь целеполагание, а не элементы чего-то чуждого Даже если принять как факт то, что в мотовиловских байках "стяжание Духа Святаго" имеет хлыстовские основания, то уверяю Вас, что современные образованные никониянские попы и, в особенности, лекторы семинарий и ПСТГУ нивелируют оные, вкладывая в них чуть ли не исихастский смысл. И уж, тем паче, "культурный набор барокко" современному "никониянству" чужд не менее, чем Древлеправославие. Повторяю, если бы современное "никониянство" было тем, чем вы с Дуде пытаетесь его представить, отток из МП людей с мало мальским христианским чувством (или хотя бы элементарным знанием Св.Предания) был бы куда более серьёзным!

Dude: Анатоличъ пишет: Здесь же налицо натяжка: у всех, кого Вы перечислили имеются элементы хлыстовства, но не более. Тем паче, нельзя утверждать, что именно эти элементы стали сутью современного "никониянства". Они не суть, но именно элементы эклектично-хаотической замкнутой системы. вы неправы, говоря о хаотичной системе никонианского исповедания. Хаос неспособен к самоорганизации, стремится разрушить любую систему и противостоит попыткам его структурировать. Современное никонианство имеет чёткую внутреннюю и внешнюю организацию, выстроенную вокруг некоего духовного стержня. Представителями внешней структуры является иерархия духовенства, а выразителями внутренней духовной сущности - старцы - "истинная, духовная" иерархия. Разумеется, никонианство, вместе с обществом, эволюционирует -никто не говорит о том, что большинство адептов скачет по горнице в белых балахонах. Всеядность никониан является кажущейся. Возьмите любой никонианский храм - несмотря на кажущиеся отличия одного от другого, обязательно наличие неких, собственно никонианских, атрибутов, на которые срабатывает система опознавания "свой-чужой". Задайтесь вопросом - почему не приживается у никониан "чистый стиль", ни латинский, ни православный? Если храм оформлен в стиле "древле", то обязательно найдёте на видном месте живописный образ С.Саровского, искупителя Николая-2 (в "канонической" манере) и т.п. При этом весь остальной антураж будет выполнен строго в стиле 16 века. Это и есть те необходимые для никониан проявления их духовности, которые в своё время прижизни олицетворял Распутин, Конштадский, а теперь их иконы и культы.

Dude: миня пишет: То, что Распутин не принимал структурное никонианство, видно также из позиции относительно него в РПЦ. Этот человек - тип крестьянского богообщения, молитвенник - беспоповец, официально не отделяющийся от РПЦ, не обремененный проблемами исторического развития или умалчиающий о них. Ну и смелый, так как отметал все угрозы и давление со стороны окружения царя. Вам ещё остаётся изыскать в нём старообрядчество и можно писать икону. Впрочем, её ведь уже написали:) Насчёт молитвенника - пожалуй вы правы. Только молитвы у него тоже были свои, не как у "структурных никониан", о которых вы пишете. Современники свидетельствуют о том, что для усиления эффекта от молитвотерапии, молитвенник требовал от пользуемых раком дам благородных сословий, чтения молитв в момент их использования по женскому назначению. Тем самым достигался особый терапевтический эффект - сублимация сексуальной энергии обеспечивала особенные переживания. Поистине "тип крестьянского богообщения", как вы выразились.

Анатоличъ: Dude пишет: Хаос неспособен к самоорганизации, стремится разрушить любую систему и противостоит попыткам его структурировать Это так, да не совсем. Внутри хаоса возможны временные иерархические построения, которые не столько структурируют сам хаос, сколько позволяют кратковременно снижать уровень энтропийных процессов, поскольку замкнутость никониянской системы, все же, неполная (иначе откуда бы в ней взялись элементы Древлеправославия?). Более того, далеко не все элементы этой системы стремятся к саморазрушению. Dude пишет: Представителями внешней структуры является иерархия духовенства, а выразителями внутренней духовной сущности - старцы - "истинная, духовная" иерархия Вот именно на этом уровне и происходит столкновение хаоса в чистом виде и элементов "квазикосмоса"... Dude пишет: Если храм оформлен в стиле "древле", то обязательно найдёте на видном месте живописный образ С.Саровского, искупителя Николая-2 (в "канонической" манере) и т.п. При этом весь остальной антураж будет выполнен строго в стиле 16 века Это-то и демонстрирует мифологичность вашей с Феликсом системы: образы новопрославленных святых нисколько не коррелируют с необходимостью хлыстовской духовности в том или ином храме, это не более, чем символ отношения данного храма к МП.

Felix: Анатоличъ пишет: Это-то и демонстрирует мифологичность вашей с Феликсом системы: образы новопрославленных святых нисколько не коррелируют с необходимостью хлыстовской духовности в том или ином храме, это не более, чем символ отношения данного храма к МП. Вот вы сами и указали путь! Ведь даже по-вашему получается, что принадлежность к православию опознаётся не через пр.Сергия, православную иконопись, пение и т.п., а посредством усвоенных символов хлыстовства. Таким образом, именно хлыстовство усвоено как основа исповедания.

миня: Dude пишет: Современники свидетельствуют о том В том то и дело, что современник, свидетельствующий о том, есть иеромонах Илиодор, написавший в США книгу о Распутине "Святой черт" и опубликовавший ее, после невыполнения Николаем 2 поставленных ему условий. Что касается прочих свидетельств, то "дневники Вырубовой" сочиненные А. Толстым по заказу соввласти, также восходят к антиниколаевскому пафосу. Мне кажется, что говоря об Русской исторической личности, имеет смысл задуматься: а какие аргументы есть у врагов за поливание ее грязью, и тогда многое становится понятным.

kiev-t3: Felix пишет: никонианство, а это чистой воды реформаторство. более того- мы говорим о таком реформаторстве, которое выросло из протестантизма, хотя это одно и тоже, поправьте, если ошибся. И более того- я никогда не задумывался над этой темой по-другому: парадокс только здесь в том, моя версия, что "протестанты" превзошли по кол-ву и соц.качеству "католиков" (нас т.е.) Ден пишет: лекции по истории КПСС...в советском общества есть различные социальные группы(крестьянство, рабочий класс, творческая интеллигенция, техническая интеллигенция, служащие) между этими группами неизбежны противоречия... существует ПАРТИЯ, которя объединяет представителей всех слоёв общества. энтиллигэнция всегда была прослойкой, за что и поплатилась, была бы классом... вспомните ругательное- эй, ты, студэнт! или - энтэллыгент нашелся! (если в очереди кого-то пропустили вне ее)



полная версия страницы