Форум

Трогательное обаяние никонианства

Felix: Никонианство – это моя неотступная тема, которой ищу выражения, символа. И вот сегодня на Арт-Манеже 2006 увидел идеальный образ никонианства. Посмотрите, согласитесь ли вы со мной? Тут открытие в том, что никонианство может быть красиво. Наивность и вычурность соединены в единый образ, что соответствует эпохе барокко, когда никонианство и появилось. Это хорошее никонианство, мы могли бы не воевать с ним, если бы оно не пыталось занять не своё место…

Ответов - 69 новых, стр: 1 2 3 4 All

Анатоличъ: Felix пишет: И вот сегодня неожиданно для себя увидел идеальный образ никонианства. Посмотрите, согласитесь ли вы со мной? Ну что Вы, какое же это никониянство? Романтик Вы, право слово. Это ж "Flower Power" какая-то!

Felix: А это идеальный образ, никониане и сами его в себе не знают. Мне как-то довелось видеть личное собрание икон бывшего патриарха Никона. Поверите ли, там были типичные "малые голландцы", но только на досках. Мы (и мы, и никониане) на самом деле не вполне понимаем, что такое никонианство, а это чистой воды реформаторство. Беда в том, что они думают, что они ортодоксальные христиане и действуют так, но это противно их природе. Если они поймут, кто они на самом деле, то им с нами нечего будет делить. И мы их полюбим... Дайте мне настоящего никонианина, и я буду его любить... Но лучше, конечно, никонианку:))

Анатоличъ: Felix пишет: Дайте мне настоящего никонианина А их не бывает, неужели Вы до сих пор не поняли? Есть смежные, промежуточные стадии (Константин Леонтьев называл это ещё "вторичным упростительным смешением"), но настоящих (и даже никониян par excellence) просто-таки не существует! Как не существует "живых трупов". Кто-то верит в НЛО, кто-то в жидомасонский заговор, кто-то - в восстановление Креста над Святой Софией, а кто-то в никониян... Jedem das Seine! P.S. И не говорите только, что лучшая уловка лукавого - доказать, что его не существует. Это банальность.


Felix: Я не верю в покаяние, как церковную проформу, покаяние - это осознание, сожаление и исправление. Вот для никониан началом покаянием было бы, как мне кажется, самопознание и смирение в этом познании. Смирение, истинное смирение, это готовность принять любой суд божий о себе. В конце концов, каждому для этого и даётся жизнь...

Анатоличъ: Felix пишет: Вот для никониан началом покаянием было бы, как мне кажется, самопознание и смирение в этом познании Хаос не способен к самопознанию, как "ничто" к самосозерцанию. Никонияне не смогут покаяться без осознания Порядка, естественно, смиренного осознания и принятия. Покуда этого не произойдет, можно до бесконечности клеймить "никониянство", которое так останется "черной дырой", готовой поглотить в том числе и тех, кто с ней "борется" (Неронов, Леднев etc., etc.).

миня: Анатоличъ пишет: Никонияне не смогут покаяться без осознания Порядка, естественно, смиренного осознания и принятия. А сейчас у кого нить такой Порядок на земле существует? Большие сомнения. Да, порядок был, но теперь от него остались только вещественные свидетельства.

Анатоличъ: миня пишет: А сейчас у кого нить такой Порядок на земле существует? А "такого Порядка" на земле и не было никогда, а, вот, осознать нам его дано, бо сами говорите, что артефакты "вещественные свидетельства" остались.

Ден: Вспоминаю лекции по истории КПСС, помню, меня учили примерно так: в советском общества есть различные социальные группы(крестьянство, рабочий класс, творческая интеллигенция, техническая интеллигенция, служащие) между этими группами неизбежны противоречия. Чтобы не допускать конфликтов и сглаживать возникающие противоречия , существует ПАРТИЯ, которя объединяет представителей всех слоёв общества. Она , помнится именовалась умом, честью, и совестью той эпохи. ПАРТИИ больше нет, общество ещё более расслоилось, государство не озаботилось разработкой объединяющей идеологии. "Свято место пусто не бывает" "Пустое место" заросло плесенью...Анатоличъ пишет: Кто-то верит в НЛО, кто-то в жидомасонский заговор, кто-то - в восстановление Креста над Святой Софией, а кто-то в никониян... Jedem das Seine!

Felix: Проблема в том, что есть никонианство, есть его идея, но его осмысливают не в её контексте. А черная дыра есть, но я думаю, она не в самом никонианстве, а в чем-то другом и отдельным от него. Т.е., дыра может совпадать с ним, но она им не является. Я пока даже не могу сам это вполне себе предстваить. Это какая-то энтропия вообще, старение, что-ли. Тут стоит скорее подумать, что является объектом. Общество там, какая-то элита, носительница идеи. Я не социолог, сам пытаюсь разобраться. Ключевым для меня является культура. Ясно, что никонианская культура - это барокко. Это европейское влияние, началось оно (барокко) с Алексея Михайловича, я архитектуру имею в виду. А дальше иконопись подтянулась, это прежде всего Ушаковская школа и т.д. Так вот, раскол, как событие, точно приходится на смену стилей, а это означает, что содержательной стороной раскола, его душой, была культура барокко. Кстати, в Европе она означила контрреформацию, но а у на - реформацию.

Анатоличъ: Felix пишет: Это какая-то энтропия вообще Да, и именно её Вы и принимаете за то никониянство, которое на самом деле ушло вместе с барокко. Современное "никониянство" - это эклектичное смешение Древлеправославия, исторического никониянства, католицизма, язычества, агностицизма, атеизма etc. Смешение, безусловно, предсмертное, агонизирующее. И именно агония позволяет тем здоровым элементам этого смешения, которые в "никониянстве" еще остались, выделиться из этой энтропийной замкнутой системы (в которой сама энтропия с необходимостью возрастает, подводя систему к неизбежной гибели). Примерно так.

Ден: Felix пишет: Ключевым для меня является культура Вот по этой причине, мы с женой всегда с удовольствием читаем все ваши постинги. Я всегда исхожу из экономической целесообразности. В моём понимании, никонианство это огромная, просто громадная транснациональная корпорация. Имеющая филиалы по всей планете. Она настолько громадна и богата, что может себе позволить содержать заведомо убыточные подразделения. разные отделы этой организации частенько вступают в конфликты, Разные подразделения исповедуют разную идеологию, как и всякая большая компания, эта организация неповоротлива и решение принимают владелцы больших пакатов акций. А т.к. контрольный пакат государство упустило, и акционеры представляющие разные кланы могут придти к консенсусу только путём компромисса и взаимных уступок. Но , видимо, из-за некой общей для всех группировок культурной составляющей, и из-за жесткой, недемократической формы управления, рассматриваемая организация вполне успешно существует в единой форме, не разваливается на маленькие акционерные общества (Украина--исключение и упущение менеджмента).

Felix: Марксизм, а точнее материализм, не годится для исследования религий и их исповеданий. Это область культуры и искусства. Что может дать разъятие на базис и надстройку, в отношении никонианства? Не более чем причинно-следственный набор борьбы партий и т.п. Здесь больше дала бы конспиралогия, если бы её учитывали как науку. Я пришел к выводу, что для исследования идей, а никонианство это ещё и идея (культурная идея), продуктивнее исходить из идеалистических принципов, что сознание определяет бытие, то есть искать в идеях. Тут важна познавательная ценность метода, его объяснительные способности. Что-то там у Вагнера и Ницше о рождении трагедии из духа музыки. Вот это скорее способно объяснить нашу историю. То есть, я хочу сказать, что исследовать имеет смысл идею, а не её носителей, в том числе и организации носителей, как бы это сделали материалисты…

Анатоличъ: Felix пишет: а никонианство это ещё и идея (культурная идея) Можно поподробнее изложить этот момент, в частности, объяснить, в чем общность "культурной идеи" "никониянства" "блаженных старцев и стариц" и диакона Кураева, митрополита Кирилла (Гундяева) и игумена Петра (Васильева)?

Felix: Последнего не знаю вообще. Но попробую... Идея, если исходить из идеалистической концепции, существует сама по себе и выявляется гениями. То бишь носителями, в которых дух (идея) воплотился максимально. Из этого следует, что даже гении лишь выявляют идею и делают это лучше или хуже. Что присутствует никонианского у всех вами названных, кроме последнего, которого я не знаю, остаётся выяснить. По моему мнению, барокко наиболее всего близко никонианству. Если говорить о «духоносных старцах», то и этому есть объяснение, посмотрите, что сопутствовало барокко. В католицизме - это испанский мистик Тереза Авильская, а у протестантов в пятидесятничество, так что всё в России идет, как и когда-то в Европе. Дьякон Кураев, мной пока не опознан в исторических аналогиях, это просто не было задачей, но можно поискать. С Кириллом тут всё по-другому. Его не следует относить собственно к церкви, это чистой воды государственник и государственный деятель, у него едва ли есть какая-то интересная духовная жизнь, интриги не в счёт, мы ведь о религии говорили...

миня: Ден пишет: Но , видимо, из-за некой общей для всех группировок культурной составляющей, и из-за жесткой, недемократической формы управления, рассматриваемая организация вполне успешно существует в единой форме, не разваливается на маленькие акционерные общества Современное никонианство, в организационном отношении, действует по принципу маленькой психиатрической больницы. Это внешние наблюдают из сми и за золотми куполами, свежевыкрашенными стенами и обилием литературы на полках. А любая организация, это в первю очередь, люди. А с людьми дело обстоит так, что в электричке делаются объявления о приеме на курсы женского училища сестер милосердия, с рекомндацией священника... это показательно. Итак, рядовой контингент РПЦ - это на 90% мирские неудачники, маскирующиеся больные, алкоголики, тунеядцы. Они прекрасно знают, что, не уважай дисциплинарных требований, будут выкинуты в мир, где им придется в условиях конкуренции снова отстаивать право на кусок хлеба с маслом и нести ответственность согласную со своим полом и статусом. Поэтому, они все типа "верующие", демонстративно и показушно взде употребляют зазубренные формулы, подчеркивая тем лояльность своей личности к руководству и стукачам. Анатоличъ пишет: в чем общность "культурной идеи" "никониянства" "блаженных старцев и стариц" и диакона Кураева, митрополита Кирилла (Гундяева) и игумена Петра (Васильева) В том, что идея нужна не как выражение внутренней бежденности, а как стедство оправдания своего существования и отчета за поддержание государством "тихого омута", который и существует как средство фиксации асоциальных элементов да и тех немногочисленных неудовлетворенных стандартизированным мышлением.

Анатоличъ: миня пишет: Итак, рядовой контингент РПЦ - это на 90% мирские неудачники, маскирующиеся больные, алкоголики, тунеядцы А с этим не соглашусь. Одно дело - отвечать за Казанское и Астраханское ханства, другое - брать на себя еще и Хиросиму с Нагасаки и Холокостом. К РПЦ нужно относиться все-таки справедливо. Как я уже отметил, "современное "никониянство" - это эклектичное смешение Древлеправославия, исторического никониянства, католицизма, язычества, агностицизма, атеизма etc.", а потому в оном можно обнаружить и подлинного древлеправославного християнина, и никониянина, и язычника, и агностика, и даже атеиста (sic!). Понятно, что долгое время подобное положение сохраняться не может, а потому первый рано или поздно либо отторгнется от "никониянства", либо, растеряв дух Древлеправославия, смешается с остальными. Между тем, "никониянская" теплохладность может сохраняться еще довольно долго, будучи поддерживаемой теплотой неискушенных неофитов и особо не вникающих в суть "никониянства" рядовых прихожан, среди коих есть и неудачники, и больные, но есть и самые обычные русские (и не только) люди, находящиеся в различной степени удаленности от Христа...

миня: Мне кажется, Вы несколько идеализируете. Все перечисленное можно отнести к небезразличным людям, которых как раз и набирается 10%. Безразличных же к вопросам какой-либо идеи там подавляющее большинство, а древлеправославные вообще как музейные экспонаты, вроде как "один на льдине". Даже знаменные воспринимаются как заморочники, почтенные ученые иеромонахи правилом хорошего тона считают для себя сделать выпад, вроде, "нечего к себе привлекать внимание". Впрочем, это про современность, которая в известной степени отражает корни никонианства, толко уже в развившейся и неуправляемой стадии.

Dude: лицо современного никонианства:

миня: Dude пишет: лицо современного никонианства: Григорий между прочим был гоним никонианами, вспомните иером. Илиодора

Dude: Распутин был лицом никонианства, так сказать, визитной его карточкой. В его, как и С.Саровского, лице оно (никонианство) обрело видимое, вещественное выражение новой духовности, утерянной после раскола и обретённой благодаря хлыстовству и мистицизму.



полная версия страницы