Форум » НЕЗАВИСИМЫЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ФОРУМ » А.Введенский. Церковь и государство » Ответить

А.Введенский. Церковь и государство

Felix: Церковь перед революцией Чтобы определенно, ясно и отчетливо представить себе картину церкви перед революцией, надлежит быть живописцем первого ранга. Такое разнообразие красок, такая неожиданная игра и пересечение линий, столько ситуаций, такие перспективы! По своему заданию, церковь есть «град божий». Не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем—такова знаменитая формула апостола. Надмирное царство. Когда самого Христа спросили ты царь? Он отвечал Пилату—царство Мое не от мира сего, потому что если бы оно было от мира сего, то слуги Мои подвизались бы за Меня, но ныне царство Мое не от мира сего. Таков завет Основателя христианства. Итак же, как мы уже видели, трактует это лучший ученик Христов, тот, о котором некоторые немецкие критики говорят, как о втором основателе христианства. Но недолго продолжалась эта идиллия. Правда, на заре христианства мы видим борьбу христианства с тогдашним эксплоататорским государством. В одной из самых загадочных книг Нового Завета в «Откровении святого Иоанна» мы читаем государстве в виде дракона, исходящего из бездны (мотив, повторенный Гоббсом в его «Левиафане»): «и увидел я другого зверя, выходящего из земли». Он имел два рога, подобные агнчим, и говорил, как дракон. Он действует пред ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которыми дано было ему творить зверем, он обольщает живущих на земле. И говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем—малым и великим, богатым и бедным, свободным и рабам—положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание или имя зверя, или число имени его» (Откр. ХІІІ гл). Это государство, сливающееся с чудовищным образом зверя-антихриста, первая христианская церковь ненавидит священною ненавистью. Об этом свидетельствует тот же Апокалипсис в торжественном гимне на падение государства—Вавилона: «горе, горе тебе великий город Вавилон, город крепкий, ибо в один день пришел суд твой. И купцы земные восплачут и возрыдают о нем, потому что товаров их никто уже не покупает... И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя,—ты уж не найдешь его. Торговавшие всем сим, обогатившиеся от него, станут вдали от страха мучений, плача и рыдая... И посыпали пеплом головы свои и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли па море: ибо опустел в один час! Веселись о сем небо и святые апостолы и пророки, ибо совершил Бог суд ваш над ним» (Откр. XVIII гл.). ... Блеск царства земного почти совершенно ослепляет церковь, ослепляет так, что не приходится почти говорить в серьез о том, что церковь служит царству небесному, царству божию. В четвертом столетии Константин Великий, принявший христианство только на самом смертном одре, делает христианскую религию господствующей, а христианскую церковь тем самым возводит на невиданную высоту. Церковь получает золото, поместье, рабов. Церковь делается крупнейшим феодалом. Золото истины и алмазы правды с жуткой поспешностью промениваются на звонкие монеты и каменья митр.... http://istmat.info/node/21698

Ответов - 5

А.Гоголев: …В четвертом столетии Константин Великий, принявший христианство только на самом смертном одре, делает христианскую религию господствующей, а христианскую церковь тем самым возводит на невиданную высоту. Церковь получает золото, поместье, рабов. Церковь делается крупнейшим феодалом. Золото истины и алмазы правды с жуткой поспешностью промениваются на звонкие монеты и каменья митр.... Не убавить и не прибавить, так это было на земле. Проект «Исторические Материалы» http://istmat.info/node/21698 очень полезен для людей, ещё способных думать своей головой.

ацкий сотона: Тут и доказывать ничего не надо. Из Евангелия все знают, как Исус Христос относился к государству. Точнее, как Он его не видел в упор. "Симфония" власти и церкви - это дьявольская теория. Собственно, самая церковь как институция - дьявольская победа, и попы служат дьяволу, а не Богу. Да-да, не стоит обольщаться. Ни подрясники, ни панагии, ни дипломы об окончании семинарии не спасут.

С.П.: В постсоветской России президент Ельцин подписал закон о свободе религии. Странно, что его до сих пор не канонизировали.


ацкий сотона: С.П. пишет: В постсоветской России президент Ельцин подписал закон о свободе религии. У людей замылен глаз на проблему, поэтому никто даже не обращает внимания на абсурдность такой постановки вопроса с т.з. христианства в его оригинальной версии. Исус Христос не от сюда, Его "царство не от мира сего". И смысл рождения от Духа также разъяснен просто и ясно: радикальная перемена точки мировосприятия с посюсторонней на потустороннюю. Это возможно только путем внутренней и необратимой трансформации (как нельзя отменить крещение Духом, - сие также абсурд). Рожденные и нерожденные от Духа, находящиеся по разные стороны этого водораздела, вроде и говорят об одном и том же, но друг друга понять не могут. Любой, кто переродился от Духа, получает другие глаза и сознание: телом он все еще здесь, а сознанием там, в царстве не от этого мира. И, следовательно, не может относиться к государству иначе, чем его Учитель: не замечать, проходить как сквозь призрачное наваждение. Государство - это насилие, грязь, подлость, лицемерие. Вероятность справедливого государства крайне мала. В России - не возможна вообще. Не будем здесь рассуждать, плохо это, хорошо ли. Это так. Таково учение. И коли человек называет себя христианином, то долен понимать - как понимали его древние предшественники, - что последовательное осуществление учения неизбежно уведет его из мира в общину ессеев в пустыню Наг-Хаммади или в монастырь. Даже жизнь в мире уже в каком-то смысле есть недохристианство. Церковь же как идеологическая и полицейская опора государства - это сатанизм в чистом виде. Как она может "отделиться"? Только в административном или финансовом отношениях. Церковь - один из фундаментных камней государства. Поэтому всем "священно"-служителям, кого тема отделения или соединения с государством волнует по-настоящему, можно посоветовать перейти в какую-нибудь другую систему, более привязанную к "миру сему" и не кривить душой.

А.Гоголев: ХОРОШЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ "Патриарх Кирилл выступил перед студентами и преподавателями Московского университета. Здесь открылась научная конференция, посвященная юбилею российской государственности. В своей речи предстоятель РПЦ рассказал студентам об истории взаимоотношений православной церкви и государства. Особенное внимание патриарх уделил тому факту, что церковь не стремится, да и не может подменять собой государственные институты. Скоро будем отмечать юбилей – 400 лет со дня воцарения на российский престол династии Романовых. В связи с этим отдельные деятели, считающие себя политиками, предложили провести всеобщую амнистию по типу той, что была дарована царем Николаем в год 300–летнего юбилея. Как известно, в те времена в России был общий суд и суд мировой. Так вот, за 1913 год судом общей юрисдикции были осуждены за религиозные преступления 1567 кощунников, за святотатство и разрытие могил – 400. За преступления против порядка управления – 2021, за убийство – 8134, за кражу – 33 503, всего рассмотрено 94 081 дело. Итак, осужденные за воровство составляли 35,6%; преступления против телесной неприкосновенности 10%, за преступления по службе почти столько же. Мировые суды рассмотрели 82 817 дел подсудимых, из которых 64 152, или 80%, судились за кражи. Во–первых, как–то всё это не вяжется с представлением о добром русском народе, которого с пути истинного сбили большевики и евреи. И во–вторых, кого миловать будем? Воров или кощунников? То, что нас призывают беспристрастно посмотреть на историю – хорошо. К примеру, на 1914 год православных в России вместе со старообрядцами и единоверцами насчитывалось 127 355 000 человек - 90%, церквей – 54 174, 23 508 часовен и молитвенных домов. Меньше всего в Финляндии - 98. Духовенства насчитывалось 112 629 человек: священников - 51 105, дьяконов - 15 035, псаломщиков - 46 489 По количеству белого духовенства - 1499 человек – первое место занимала Московская митрополия, последнее место Финляндия – 41. И где теперь Россия, а где Финляндия? Уточнить? Неплохо бы помнить, что только монастырей насчитывалось 1025, из которых мужских было 550 с числом монашествующих 21 330. Насельниц женских монастырей насчитывалось 76 299, больше в 4 раза. Это к вопросу о том, кто составлял большинство православия. Число лиц, присоединившихся к православию за 1914 год, составило 18 566, уклонившихся - 10 638. В 1907 году цифры были иные. Приняли православие - 11 004, вышло – 25 013 человек. Государство отпускало согласно закону о материальном обеспечении духовенства в дополнение к существующим нормам 1 650 000 рублей только за 1914 год. Благотворительная деятельность церкви. Церковно-приходские попечительские советы. К 1915 году в связи с призывом мужчин помощь от приходов получило 1 200 000 семей. Сумма пособий составила 6 858 570 рублей. Из этой суммы 3 199 818 рублей пришлось на пожертвования прихожан, 2 005 077 рублей поступило от разных учреждений, и только 252 773 рубля были выделены из церковных сумм. Сколько это в процентах? Посчитать несложно. Изучать историю можно и нужно. Только хорощо бы помнить, что история – наука точная. Тем, кто это забывает, следует выучить, что история не мстит, она карает". Василий Куданенко



полная версия страницы