Форум » НЕЗАВИСИМЫЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ФОРУМ » Личное познание или вера-догма » Ответить

Личное познание или вера-догма

Felix: «Познание» как таковое является полностью формаль-ным термином и точно не определяет, что познается; ник-то точно не определял психологический метод и субъектив-ную значимость собственно познания или способов, кото-рыми оно достигается. Что касается познания, ассоциации с данным термином более знакомы читателю, классически ориентированному на рациональные объекты и, соответ-ственно, на естественный разум как орган приобретения знания и обладания им. В гностическом контексте, однако, «познание» имеет явственно религиозное, или сверхъесте-ственное, значение и относится к объектам, которые мы в настоящее время скорее назвали бы предметами веры, а не разума. И хотя связь между верой и познанием (pistis и gnosis) стала главным вопросом, из-за которого Церковь разделилась на христиан гностиков и христиан ортодоксов, это не современный вопрос о вере и разуме, с которым мы знако-мы; «познание» гностиков, которому в восхвалении или порицании противостояла простая христианская вера, было нерациональным. Гносис означал по преимуществу позна-ние Бога, и из того, что мы говорили о полной трансценден-тности божества, следует, что «познание Бога» является познанием чего-то реально непознаваемого, и потому не яв-ляется естественным состоянием. Его объекты включают все, что принадлежит божественной сфере бытия, а именно порядок и историю высших миров, и то, что вытекает из этого, а именно спасение человечества. С объектами такого рода познание как ментальное действие в значительной сте-пени отлично от рационального познания в философии. С од-ной стороны, оно строго ограничено опытом откровения, так что восприятие истины даже через священные или таин-ственные знания, или через внутреннее вдохновение заме-няет рациональные доказательства и теории (хотя эта сверх-рациональная основа может затем предоставить возможно-сти для независимой спекуляции); с другой стороны, «познание», связанное с тайнами спасения, является не про-сто теоретической информацией об определенных предме-тах, но как таковое является видоизменением состояния че-ловека и наполняется функцией спасения. Это гностичес-кое «познание» имеет выдающуюся практическую сторону. Конечный «объект» гносиса — Бог: его появление в душе изменяет познающего, делая его причастным божественно-му существованию (что значит больше, чем уподобление его божественной сущности)...

Ответов - 0



полная версия страницы