Форум » НЕЗАВИСИМЫЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ФОРУМ » Дочери Лота: зачем и почему? » Ответить

Дочери Лота: зачем и почему?

Maximus: О «разврате» в Ветхом Завете. Книга Бытия, глава 19. Автор: Ольга Чернятевич http://www.vechnoe.info/bible/bible-forever/docheri-lota-zachem-i-pochemu Один старообрядческий священник, приехав в ожидавший его с надеждой и нетерпением приход (кто знает, как малочисленно старообрядческое священство, тот поймет), в первую очередь... закрыл в приходе хорошую, много лет действовавшую воскресную школу. Мотивировал он это тем, что «ни к чему детям учить всякий ветхозаветный разврат, пусть учат „иже“ и „мыслЕте“!» — то есть предложил ограничить обучение юных прихожан привитием навыков чтения на церковно-славянском. Навскидку: что же способно смутить читателя в Ветхом Завете? Конечно же, в первую очередь, рассказ о дочерях Лота. После того, как они с отцом, спасшись из Содома, поселились в горной пещере близ Сигора, дочери, как известно, напоили отца вином и обманом забеременели от него. В результате этой кровосмесительной связи были рождены Моав и Амман, предки двух больших народов. Ханжа, конечно, выскажет свое «фу», — но дочерей Лота, внезапно, можно понять. Отец наш уже стар, и никто на всей земле не возьмет нас в жены по общему обычаю, — говорит старшая сестра младшей. — Так пойдем, напоим отца вином, проведем с ним ночь и восстановим его род click here(Быт. 19; 31–32). Очевидно, дочери руководствовались не соображениями похоти. Они либо были уверены, что все население (по крайней мере, в близлежащих землях) погибло вместе с Содомом и Гоморрой, так что им не за кого выйти замуж, — либо, что я считаю более вероятным, не надеялись, что среди населения ближайшего города, Сигора, найдется для них жених. Ведь и сам Лот опасался сигорцев, отчего и ушел в пещеру. Как жители Сигора могли быть благосклонны к Лоту, зная, что он один спасся из Содома, где, вполне возможно, погибли их родственники? Само это чудесное спасение делало Бога, Который вывел Лота из-под огненного дождя, врагом местного населения — или, по крайней мере, представляло Лота в общих глазах человеком опасным, отмеченным со стороны сверхъестественных сил. То есть ни с ним, ни с его дочерями явно никоим образом не стоило связываться (два его зятя уже погибли в Содоме), и несчастные дочери должны были прекрасно это понимать. Тем не менее, они не могли смириться с невозможностью замужества и деторождения: лишиться всего этого означало для них лишиться смысла жизни. Да, в Ветхом Завете жизнь женщин, по большому счету, не имела другого смысла. Более того, это значило обессмыслить и существование отца, лишив его бессмертия в памяти потомков. Во времена Лота еще ничего не было возвещено о бессмертии души и о Божьем Царстве, и единственным, в чем могло найти удовлетворение естественное человеческое желание вечной жизни (аксиоматический мистический опыт), было продолжение себя в своем роду. Прервать род — это прекратить быть и вычеркнуть из бытия своих праотцев. Дочери Лота не могли этого допустить и взяли на себя смелость исправить положение. Итак, стоит ли видеть в истории этих двух женщин пример разврата? Нет, скорее, пример глубокого отчаяния и любви к отцу. Впрочем, повторять не рекомендуется, не Ветхий Завет на дворе.

Ответов - 10

Felix: Maximus пишет: Один старообрядческий священник, приехав в ожидавший его с надеждой и нетерпением приход (кто знает, как малочисленно старообрядческое священство, тот поймет), в первую очередь... закрыл в приходе хорошую, много лет действовавшую воскресную школу. Мотивировал он это тем, что «ни к чему детям учить всякий ветхозаветный разврат, пусть учат „иже“ и „мыслЕте“!» — то есть предложил ограничить обучение юных прихожан привитием навыков чтения на церковно-славянском. Жаль, что на Украине, где есть политическая демократия, существует такой махровый клерикализм (поп закрыл-школу - мне это смешно). Maximus пишет: Ханжа, конечно, выскажет свое «фу», — но дочерей Лота, внезапно, можно понять. ... они не могли смириться с невозможностью замужества и деторождения: лишиться всего этого означало для них лишиться смысла жизни. Да, в Ветхом Завете жизнь женщин, по большому счету, не имела другого смысла. Кровосмешение Лота - одно из высоких мест Ветхого Завета, где определено место морали: что важнее: обычай или спасение. Только вульгарный ум клирика мог узреть в этом нечто низкое, поскольку это вполне в духе Нового Завета: можно ли исцелять в субботу?

fylhtq: Felix пишет: что важнее: обычай или спасение А про людоедство в экстремальной ситуации, что скажете.

Dude: в чём-то поп прав - изучать в практическом культовом отношении легенды и мифы еврейского народа (Ветхий Завет) - дело, мягко говоря, бессмысленное.


Felix: Dude пишет: изучать в практическом культовом отношении легенды и мифы еврейского народа (Ветхий Завет) - дело, мягко говоря, бессмысленное. История Лота не о культе, а поп может быть правым, только если считать целью религии превращения всякого человека в попа. Зачем это может быть нужно, я не представляю. Скорее уж Библия учит выдавливать из себя поповство по капле, если Библию понимать как христианскую книгу. Ведь основные обвинения Исуса и первых христиан (из иудеев) - это покушение на «святыню» храма. И сам Исус храмом считал человека или сообщество Израиля, но не центр скотобойного культа в Иерусалиме. А о храме он сказал, что он подобен смоковнице, не приносящей плода, которая будет проклята, что и произошло в дальнейшем. К сожалению, само христианство постепенно деградировало снова в культ...

Maximus: Раздел "Библия forever" на "Вечное.инфо" посвящен не столько теологическому, сколько психологическому и историческому обзору библейских историй. Его смысл -- представить Библию тем, кто мало с нею знаком, не как сборник замшалых сказок, а как живую историю Божественного домостроительства и человеческого с ним сотрудничества. Ведь на самом деле Библия вовсе не скучна. http://www.vechnoe.info/bible/bible-forever/

Felix: Могу допустить лишь, что в то время были попытки оправдать инцест, поскольку люди могли еще помнить о групповом браке, который Энгельс описал в его «Происхождении семьи, частной собственности и государства». Энгельс пишет, что о групповом браке тогда больше всего узнали от английского миссионера Лоримера Файсона, который в течение многих лет изучал эту форму семьи на ее классической почве - в Австралии. Низшую ступень развития он обнаружил у австралийских негров в районе Маунт-Гамбир в Южной Австралии. Здесь все племя разделено на два больших класса - кроки и кумите. Половые связи внутри каждого из этих классов строго запрещены; напротив, каждый мужчина одного класса уже от рождения является мужем каждой женщины другого класса, а последняя - его прирожденной женой. Не отдельные индивиды, а целые группы состоят в браке друг с другом, класс с классом. И следует отметить, что ни различие в возрасте, ни близкое кровное родство здесь никогда не служат препятствием для половых связей, а только ограничение, обусловленное разделением на два экзогамных класса. Для любого кроки каждая женщина кумите является по праву его женой; но так как его собственная дочь как дочь женщины кумите по материнскому праву также кумите, то она в силу этого от рождения является женой каждого кроки, а следовательно, и женой своего отца. Но все равно, не стоит забывать, что легенда о Лоте была сохранена как в масоретском, так и в александрийском каноне, не говоря о более поздней христианской редактуре, а значит христиане усматривали в этом повествовании не оправдание инцеста и не грех, поскольку Лот и христианами считается библейским патриархом. Что касается причин связи дочерей Лота с их отцом, то поясню, что первоначально ветхозаветная религия не содержала учение о вечной жизни для отдельного человека, и таковая понималось как бессмертие в потомстве. Да и вряд ли можно заподозрить молодых девушек в сексуальном влечении к весьма старому да ещё и пьяному родителю. Тут была жертва ради участия в вечности, но не блуд.

р.б.: Все эти гуманистические расуждения конечно интересны, но не надо забывать, что по ветхозаветной мифологии потомками Лота были не сами евреи, а моавитяне и аммонитяне. То есть враги еврев. Каждому древнему врагу евреев назначался свой "предок", отличавшийся нечестием или глупостью, как Исав - предок идумеев. Или вот еще характерный пример - у евреев Исаак приносился в жертву Авраамом, а Исмаил - просто незаконнорожденный сын. У арабов же Исмаил полноправен, и именно он, а не Исаак приносился в жертву. В общем лично у меня однозначное мнение, что подобные пассажи Ветхого завета зачастую просто сакрализованный способ шельмования противника, характерный для фашиствующих идеологов этого маленького, но гордого народа. А дальше уже дело техники - "до осла и вола".

Иван Анатольевич: р.б. пишет: подобные пассажи Ветхого завета зачастую просто сакрализованный способ шельмования противника, характерный для фашиствующих идеологов этого маленького, но гордого народа. А дальше уже дело техники - "до осла и вола". ветхий завет на помойку- и дело с концом. христиане имея ум должны понимать это.. а не считать и далее ВЗ святой книгой.

р.б.: Ну я бы не сказал, что на помойку. Есть в нем ценные вещи. Но подходить надо опасно, ибо ясно, что июдейские жрецы с течением времени Писание извратили в своих нечистоплотных целях. Как об этом говорит пророк Иеремия: Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников [и его] превращает в ложь. (Иер.8:8)

Felix: р.б. пишет: Но подходить надо опасно, ибо ясно, что июдейские жрецы с течением времени Писание извратили в своих нечистоплотных целях. Как об этом говорит пророк Иеремия: Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников [и его] превращает в ложь. (Иер.8:8) Совершенно справедливо, Библия не представляет единый законченный документ, там есть как священнические, так и пророческие пласты и т.п. Собственно разделение на христианство и иудаизм - результат выявления каждой из групп своего контекста в как бы общем тексте. Имеется и соответствующая литература: Сравнение классической еврейской, раннехристианской и гностической интерпретации создает объемную картину развития этих религиозных движений в Палестине. Автор показывает противоречия в их подходах к Писанию, которые в значительной мере определили дальнейшее существование обеих религий. Исследование написано на основе тщательного анализа источников, но так ясно и просто, что доступно широкому кругу заинтересованных читателей. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4125016



полная версия страницы