Форум » НЕЗАВИСИМЫЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ФОРУМ » "Ставили на чудо ― выпала беда" » Ответить

"Ставили на чудо ― выпала беда"

Felix: Билет в Абсурдистан Защищая чувства верующих от знаний знающих, мы даже не время поворачиваем вспять (оно легко будет мчаться вперед без нас) — мы просто одиноко скатываемся во мрак, в духовные (с понтом) скЛепы. 26.09.2013 Не знаю, почему никто логически не связывает нынешнее унижение Российской академии наук с недавно принятым законом о защите чувств верующих. Конечно, у пресловутой «реформы» имеется очевидная составляющая типа «гоп-стоп» и привет от Сердюкова, но есть и другая сторона, несколько менее прагматичная, но в высшей степени символичная. Символичная настолько, что, как говорится, если бы ее не было, то стоило бы придумать... Я бы назвал это чем-то вроде ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ДУХОВНЫХ СКРЕП СО СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ И ОБУСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА. Это не стеб. У науки всегда были натянутые отношения с религией ― и в подсвеченные кострами Темные века, и в эпоху Просвещения, и в наши смятенные времена. Это естественно, поскольку линия ученого ― «я предположил, я исследовал, я доказал». А линия верующего ― «я уверовал, я соблюл, я спасся». (Точнее, опять же уверовал, что спасся.) На бытовом и техническом уровне эти линии могут пересекаться (то есть вполне можно быть набожным ученым; современные теологи не брезгуют научной методологией), но на сущностном ― никогда; «верю» и «знаю» ― два принципиально разных кода. Существование Бога может рассматриваться как серьезная научная гипотеза ― но убедительных доказательств ее пока не получено. Когда в стране фундаментально хреново, властям важно, чтобы люди не ЗНАЛИ толком, что творится, но ВЕРИЛИ, что все, типа, обойдется. Пытливые граждане в принципе ни к чему, поскольку от них одни проблемы. И наука в целом не особо востребована, поскольку есть нефть и газ, никель и калий: советские ученые, геологи и инженеры добычу обеспечили ― для поколения Путина хватит ― и теперь могут весело отдыхать (на невысокую пенсию). А чиновники и попы ― рулить недрами, потоками и небесами. Точно такая же ситуация ― в странах победившего ислама. Вы когда-нибудь слышали про «саудовских ученых»? Катарских, кувейтских, эмиратских? А ведь все очень богатые страны! Могли, правда, слышать про иранских ― но у них там все сфокусировано на ядерной программе. Ну, и академик Кадыров, конечно, ― тонкий исследователь... Рискну обобщить: среди множества типов взаимоотношений внутри треугольника «государство‒наука‒религия» есть два полярных: страны, где происходит интенсивное развитие под знаменем науки и технологии, и страны, где упор делается не на движение вперед, а на неукоснительное соблюдение неких религиозных догм. Наука там атрофирована, технологии покупаются ― по принципу Митрофанушки (зачем знать географию, если извозчик довезет). Страны первого типа в просторечии называют «цивилизованными» ― что, естественно, вовсе не исключает наличия там всевозможных церквей. Вторая группа более разнородна: тут и совсем пропащие; и тучные экспортеры сырья, всасывающие достижения «неверных»; и отдельный Израиль (клерикальное государство, но с хорошо развитой научно-исследовательской базой). Сюда же в последние годы отползает с некогда передовых позиций и Россия ― стараниями нынешней духоподъемной администрации. Случай уникальный в новейшей истории. Причем дай бог нам попасть в одну песочницу с Дубаем, а не с Нигерией (учитывая уровень коррупции). За год до думакадемического фарса случилось, как и положено, трагическое ― и тоже исполненное вопиющего символизма. В один день 17 августа 2012 года был оглашен инквизиторский приговор по делу Pussy Riot и похоронен на Новодевичьем кладбище, возможно, последний (при всем почтении к Александру Маркову) великий русский ученый-просветитель Сергей Капица. К сожалению, я не знаю наверняка (хотя, будучи лично знаком с Сергеем Петровичем, могу догадываться), как он оценивал охоту на ведьм в ХХI веке, ― но Академия наук хранила по этому вопросу глубочайшее молчание. Теперь пришла ее очередь. Уместная цитата из Башлачева: «...а сидели тихо ― разбудили Лихо». Впрочем, тихо сидело не только научное сообщество. Раз уж появился мой любимый поэт, приведу еще одну его строчку: «Ставили на чудо ― выпала беда». Вспомнил я ее в связи с еще одним теневым героем этих заметок: Лондон сейчас увешан рекламными плакатами новой книги Ричарда Докинза «Жажда чуда: как закаляется ученый». Это автобиография крупнейшего мыслителя нашего времени (почти официально признанный факт ― рейтинги и опросы подтверждают); я ее еще не прочел, но сам заголовок навел на соображения. Концепция чуда является краеугольной для религии (христианства в первую очередь) и сугубо маргинальной для науки. При этом церковь нас в последние два тысячелетия чудесами совсем не балует, в то время как научные центры и лаборатории регулярно предъявляют человечеству невероятнейшие, поистине чудесные открытия и изобретения. У нас в России чудес не бывает, если только вы не член кооператива «Озеро» или аналогичной чудотворной структуры. Чудесные обогащения чиновников и силовиков, чудовищная (от того же корня) безнаказанность их же. А в остальном ― беда. Такова теория и практика обратной эволюции почетного доктора наук В.В. Путина. Однако на Нобелевскую премию она никак не тянет, поскольку имеет не всемирное, а сугубо локальное значение ― это народу-богоносцу так повезло. Остальные понимают, что защищая чувства верующих от знаний знающих, изгоняя науку, как беса сомнения, провозглашая абсурдные лозунги типа «православной экономики» (это по греческому образцу, что ли?), мы не время поворачиваем вспять (оно легко будет мчаться вперед без нас) ― мы просто одиноко скатываемся во мрак, в духовные (с понтом) скЛепы. И самое грустное: это, как пели артисты зарубежной эстрады, ― «билет в один конец». Чудо спасло бы, да чародеи почти все эмигрировали. http://www.novayagazeta.ru/columns/60177.html

Ответов - 7

fylhtq: Всё верно написано. Кстати, передовые направления современной науки раскрывают такие глубины бытия и его единство, что скорее поверишь в единого создателя, чем в то, что его нет. Вере наука не мешает, она мракобесам, кормящимся от веры мешает, а так же воромразям, которых эти мракобесы идеологически обслуживают.

Dude:

С.П.: АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, Альберт фон Больштедт (Albertus Magnus, Albert der Große, Albert von Bollstädt) (1193 или 1206/07, Лауинген, Швабия — 15 ноября 1280, Кёльн) – немецкий богослов, философ и ученый-естествоиспытатель; «всеобъемлющий доктор» (doctor universalis). Преподаватель Парижского университета (1245–48) и кёльнской орденской школы (1248–52); учитель Фомы Аквинского и Ульриха Страсбургского. Доминиканец (с 1223), провинциал ордена в Германии (1254–57), епископ Регенсбурга (1260–62). Канонизирован Римско-католической церковью в 1931. Основные труды: «Сумма о тварях», «Об интеллекте и интеллигибельном», «О душе», «О причинах и о возникновении всеобщего», «О единстве разума против Аверроэса», «Метафизика», «Сумма теологии» и др. Четко разграничивая теологию и философию, Альберт признает самодостаточность каждой в сфере своего приложения. Теология, будучи практическим учением, служащим идеям спасения, руководствуется положениями веры, которые разум судить не может. Философия же как разумное постижение сущего, или вещей самих по себе, не нуждается в каких-либо иных авторитетах, кроме логического доказательства и опыта, и имеет целью само знание. Философы опираются на низшую, рациональную способность ума, богословы же извлекают мудрость из его сокровенной части (abditum mentis), озаряемой светом Божества (lumen infusum). При этом вера использует разум для своего укрепления и распространения. http://iph.ras.ru/elib/0130.html Итак, наука и вера (настоящая наука и настоящая вера) друг другу не мешают.


Dude: думаю что всё же мешают ибо вера задаёт систему координат зачастую мешающую или ограничивающую научное познание

fylhtq: Dude пишет: думаю что всё же мешают ибо вера задаёт систему координат зачастую мешающую или ограничивающую научное познание В принципе, так. Надо разумно преподнести. Но, другой вопрос, что это крайне затруднительно. Так что, наверно для подавляющего большинства это невозможно и общий тренд будет негативный. Хотя ведь в конце времен истинно верующих будет крайне незначительное количество.

Ел. Х.: Бардак, похоже, искусственно генерируется. Тартария - само за себя говорит. Будучи советской школьницей, искренне не понимала зачем так подробно изучаются "отношения" на примере "Грозы". Это было скучно и неинтересно: стартовали ракеты с Байконура, читались научно-популярные журналы, фантастика... А вон оно зачем - шоб тартарскую матрицу не растерять. "Гроза" по сравнению с нынешними сериалами - высокое искусство.

Felix: В ОПЛАТУ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ВКЛЮЧИЛИ ГРАФУ «НА ХРАМ» 03 октября 2013 | 18:15 Деньги горожане сдают уже несколько лет. Духовность жителям Электростали обходится дешевле, чем отопление, вода и телевизор, но дороже, чем домофон. Каждый месяц жителям приходит счет на коммунальные услуги, где отдельно строкой прописан «храм». За него предлагают заплатить 50 рублей. Об этом на своей страничке в «Фейсбуке» рассказал местный житель Андрей Рыбаков и выложил фотографии платежки, сопроводив их подписью «За газ Миллеру, за электричество Ковальчуку, за духовность Гундяеву!» Директор городского центра услуг Игорь Семин утверждает, что взнос на храм – добровольный. При этом все горожане его платят, рассказал радиостанции "Эхо Москвы" Семин. В администрации города заверили, что жители о взносе за храм предупреждены. Операционист при оплате спрашивает каждого, будет ли он платить, рассказал нам представитель администрации Александр Шамсунов. По его словам, скоро в квитанции может появиться еще одна строка о благотворительном пожертвовании. Между тем председатель думского комитета по ЖКХ Галина Хованская заявила нам, что строки о благотворительной помощи в квитанции ЖКХ – незаконны, поскольку структура платежного документа утверждена приказом Минрегионразвития. Депутат предлагает не обращать внимания на строку о храме в квитанции. А, в крайнем случае, обращаться в жилищную инспекцию, прокуратуру и суд. По сообщениям СМИ, активное строительство храма началось в 2000 году, уже восемь лет в нем проводятся службы. http://echo.msk.ru/news/1169842-echo.html



полная версия страницы