Форум » НЕЗАВИСИМЫЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ФОРУМ » Ципин неправ (или почему никониане хотят вскрыть могилу Ульянова) » Ответить

Ципин неправ (или почему никониане хотят вскрыть могилу Ульянова)

Felix: Д.Е. Леонов Официальный историограф современной Церкви прот. Владислав Цыпин в недавно вышедшем третьем издании «Истории Русской Православной Церкви» упоминает о вскрытии мощей как о «серьезном потрясении церковной жизни», начавшемся будто бы с постановления Наркомата юстиции от 14 февраля 1919 г. В. Цыпин пишет: «Вскрытие проводили специальные комиссии в присутствии священнослужителей… если в результате вскрытия обнаруживалось, что мощи сохранились не в целости, то это обстоятельство в целях атеистической пропаганды выдавалось за сознательный обман и подделку. И некоторые из православных людей, превратно представляющие церковное учение о святых мощах, верили этому» . Версия, предложенная прот. Владиславом Цыпиным, не во всем соответствует действительности. Источники, исходящие, между прочим, из самой церковной среды, не говоря уже о литературе, изданной в советский период, свидетельствуют о неправоте современных церковных историков. Так, священник Евгений Елховский в своих воспоминаниях, изданных несколько лет тому назад, называет в качестве первопричины вскрытия гробниц с мощами роковую ошибку архиереев, «которая допускалась ими (в угоду ли властям или по другим каким недостойным побуждениям) – это скрытность от народа о действительном положении святых мощей» . В народной среде распространено было убеждение (и оно поддерживалось частью духовенства, особенно монашествующими), что останки святых угодников Божиих обязательно должны быть нетленными, и что нетленность – это один из показателей святости умершего человека. В действительности, это был не более чем миф, развенчать который означало поколебать основы и без того сильно расшатанной веры русского народа. Таковым развенчанием занялась советская атеистическая общественность и советская власть. Совершенно очевидно, что в период гражданской войны у молодого советского государства на первом плане стояли гораздо более насущные задачи, нежели атеистическая пропаганда, да еще в столь изощренной форме. Борьбу с религией ни Ленин, ни другие большевики никогда не ставили на первый план. Естественным представляется вопрос о том, почему вскрытие мощей проводилось именно в период гражданской войны? Современная церковная историография обходит эту проблему молчанием, хотя еще в 1920-е гг. «поповский» (как его тогда называли) историк Б.В. Титлинов писал, что «история с мощами началась случайно, в конце 1918 года в связи с осуществлением декрета об отделении церкви. 22 октября сего года в Александро-Свирском монастыре Олонецкой губ., при приеме на учет богослужебного имущества, было обнаружено, что в литой раке Александра Свирского вместо мощей находится восковая кукла» . Вполне естественно, что после такой находки местная печать заговорила об «эксплоатации религиозного чувства» церковниками, что вызвало широкий общественный резонанс. На «различных собраниях» стали выноситься резолюции о вскрытии всех мощей вообще «для разоблачения возможного обмана». Весть об олонецкой находке разнеслась по стране, и сам верующие зачастую обнаруживали желание освидетельствовать находящиеся в их храмах мощи святых. Советские власти охотно пошли навстречу этому желанию. Из воспоминаний С.П. Каблукова, секретаря Петербургского религиозно-философского общества, известен следующий факт. В 1917 г. он участвовал в ревизии Александро-Невской лавры. «Ввиду летнего немецкого наступления на Петроград, Святейший Синод поручил архиепископу Вениамину Петроградскому, епископу Серафиму и епископу Прокопию произвести вскрытие раки с мощами св. блгв. кн. Александра Невского и освидетельствовать останки на случай их срочной эвакуации. Однако в раке с мощами святого вместо целого тела неожиданно было обнаружено чучело из воска и ваты, включавшее в себя, помимо прочего и отдельные части подлинных мощей святого». В результате произведенного по приказу Синода дознания выяснилось, что подмена произошла еще во времена царствования Петра I, с ведома некоторых архиереев, когда мощи сильно пострадали от пожара. «Обнаруженное в раке чучело, - пишет С.П. Каблуков, - было изготовлено, чтобы скрыть от верующих горькую правду о повреждении мощей от огня… Как оказалось, практика дополнения частично нетленных мощей до целого тела была широко распространена в XVIII – XIX вв.» Таким образом, первопричиной повсеместного вскрытия мощей святых было вовсе не постановление Наркомюста, как считает прот. В. Цыпин. Постановление явилось лишь следствием открывшегося истинного положения дел. Кроме того, если внимательно читать документ от 14 февраля 1919 г., то станет ясно, что прямого указания вскрывать мощи комиссариат не давал, поскольку государство не желало открыто нарушать декрет об отделении Церкви от государства. Поэтому, центральная власть предоставила инициативу в вопросе о мощах местным советам, давая со своей стороны указания лишь регулирующего характера. «1. В виду установления на местах вполне организованного порядка вскрытия мощей применительно к местным условиям (по постановлению съездов советов, губисполкомов, но всегда в присутствии представителей культа и врачебного персонала), - гласило постановление, - особого циркуляра по этому поводу не издавать, предоставив инициативу на местах, и 2) для устранения возможности в дальнейшем использовать обман с мощами предложить губисполкомам по истечении некоторого времени, достаточного для того, чтобы массы могли убедиться в обмане, открытые раки со всем содержимым после описи передать распоряжением губисполкомов для направления в местные музеи, в отделы церковной старины» . На запрос ярославской ликвидационной комиссии комиссариат юстиции ответил, что вскрытие мощей необходимо приветствовать, но поступать в этом случае следует осторожно. Вскрытие следует производить «в наиболее благоприятное для данной операции время, отнюдь не во время богослужения и не в дни какого-либо скопления молящихся». Подчеркивалось, что при вскрытии необходимо присутствие представителей местных организаций, врачей и духовенства. «Самый процесс вскрытия необходимо поручать представителям культа, а по окончании операции должен составляться протокол за подписями всех присутствующих». Разумеется, постановление исполнялось не всегда, при вскрытии случались серьезные нарушения. Но в них повинен не комиссариат юстиции, а местные организации. Так, при вскрытии мощей преподобного Саввы Сторожевского «грубость и издевательство членов комиссии по вскрытию мощей дошли до того, что один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп Саввы» . Нарушения со стороны членов комиссии - советских деятелей замалчивались; вина священнослужителей и верующих преувеличивалась. Целый ряд представителей духовенства и верующих были обвинены в разного рода нарушениях и преданы суду. Распространенным видом нарушения было предварительное освидетельствование мощей, которое производилось священнослужителями тайно, до публичного вскрытия, с целью «предотвратить соблазн в среде верующих». «Предотвращать соблазн» священнослужителей призывало их церковное начальство. 17 февраля патриарх Тихон разослал епархиальным архиереям указ об устранении поводов к соблазну верующих. «Считая необходимым по обстоятельствам времени устранить всякий повод к глумлению и соблазну (в том, что доселе не вызывало соблазна и было лишь благочестивым народным обычаем), - говорится в указе, - поручено Вашему высокопреосвященству… с архипастырской заботливостью и рассуждением устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех случаях, когда и где это признано будет Вами необходимым и возможным» . Выполняя указ патриарха, некоторые священнослужители тайно освидетельствовали мощи святых, в чем и были изобличены. 1 ноября 1920 г. в Новгороде перед ревтрибуналом предстал епископ Хутынский Алексий (Симанский) вместе с группой священнослужителей; они обвинялись в тайном освидетельствовании мощей, находившихся в Софийском соборе, перед их официальным вскрытием. Епископ Алексий вины не признал, заявив, что считает освидетельствование мощей делом исключительно церковным и государства это не касается. Трибунал приговорил его к пяти годам заключения, других обвиняемых – к двум и трем годам, но ввиду близкой победы в Гражданской войне все осужденные были амнистированы. Результаты вскрытия мощей были действительно компрометирующими для Церкви и удивили даже самих церковников. То, что было найдено, «вовсе не мирилось с установившимися в церковном мире обыденными понятиями о мощах, как о нетленном, сохранившемся теле, - пишет Б.В. Титлинов. – На поверку оказывалось, что в раках с мощами больше постороннего приклада, чем костей умерших, да и то далеко не в сохранном виде». Далее Титлинов цитирует протокол вскрытия мощей Тихона Задонского: «При осмотре оказалось следующее…На поверхности две белые перчатки, изображающие скрещенные руки… В изголовье гробницы оказался череп, обтянутый белой материей. По снятии белой материи оказался темный, выветренный без нижней челюсти череп, рассыпавшийся от прикосновения рук, прислоненный к тряпкам, изображавшим туловище; далее, когда расстегнули и сняли ризу, оказалась черная материя, обшитая розовой шелковой лентой до самых ног. Была размотана лента и снята материя, после чего внутри, на месте груди, оказалось около пятнадцати штук воздушниц, т. е. платков для покрытия церковных сосудов и куска белой ваты. Когда все упомянутое было снято, то обнаружена вторая обмотка красной шелковой лентой поверх старых монашеских ряс, совсем гнилых. Когда это было размотано, то обнаружены разные куски тряпок и ваты и одна литографическая, совсем новая карточка с изображением Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. Место рук сверху обмотано позолоченной лентой старой материи, внутри же – разных сортов вата и тряпки. В левой руке вместо среднего пальца оказалась кость, обернутая ватой и тряпкой. Остальная часть кисти и руки состояла из тряпок и ваты. Ноги оказались около двух с половиной четвертей длины обутые в белые башмачки и шелковые чулки. Бедра и голени состояли, как и руки, из тряпок и ваты. В ступне оказались две кости полусгнившие, остальная ступень – тряпки и вата. При вскрытии тряпок, изображавших живот, извнутри поднялась пыль от гнилых тряпок в виде плесени». Б.В. Титлинов отмечает, что в раках с мощами святых часто находили посторонние предметы, как то: коробки из-под сардинок, дамские туфли, брошки и т. п. Сами же мощи были более или менее приспособлены к внешнему виду умершего человека. Всего в 1919-1920 гг. было произведено 63 публичных вскрытия мощей . Результаты их были различными, в большей или меньшей степени компрометировавшими духовенство. А теперь вот духовенство хочет посчитаться за вскрытие мощей, не случайно вокруг храмов РПЦ МП группируются люди, предпочитающие наряжаться под "белых" (из советских фильмов). И гражданская война продолжается...

Ответов - 5

П.Х.: Некоторые староверы, ходят в никонианские храмы на поклонение "мощам".

Послушник: П.Х. пишет: Некоторые староверы, ходят в никонианские храмы на поклонение "мощам". Да и некоторые жены попов из РПСЦ - не против сбегать к "мощам" в никонианский храм...

Felix: Христиане веровали в телесное воскресение, своих покойников не сжигали, а нетление считали признаком святости. Икона и мощи - функционально это одно и тоже - образа для молитвенного обращения к усопшим как к живым. В более позднее время сами мощи, то есть мертвые тела, их части или даже частицы сами по себе стали в ходу как магический фетиш. Ходить к мощам, целовать кусок мяса неизвестно кого - это явная магия и грех сам по себе.


Кержак: П.Х. пишет: Некоторые староверы, ходят в никонианские храмы на поклонение "мощам". И это правильно и исторически оправдано. Послушник пишет: Да и некоторые жены попов из РПСЦ - не против сбегать к "мощам" в никонианский храм... Правильно. Мои знакомые священники РПСЦ и как минимум 2 наставника ДПЦ молились перед святыми.

Послушник: Кержак пишет: Правильно. Мои знакомые священники РПСЦ и как минимум 2 наставника ДПЦ молились перед святыми. Вы не подскажете, как зовут этих священников РПСЦ и наставников ДПЦ, может быть придеться с ними пообщаться?



полная версия страницы